Понедельник, 06.05.2024
Здорово, Казаки!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

КАЗАЧЬЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, часть 1

1. Казачье самоуправление.

2. Демократизм казачьего самоуправления.

3. Порядок проведения казачьих кругов.

4. Выборы и перевыборы атамана.

5. Приведение атамана к присяге.

6. Утверждение и присяга правления.

7. Порядок перевыборов атамана.

8. Сход.

9. Порядок проведения судебного схода.

1. Казачье самоуправление.

Цивилизационные принципы построения и государственного функционирования Казачьих войск основывались на Вере и справедливости и были выработаны еще в их бытность независимыми государствами – вольными казачествами. Казакам были не нужны ни западная либерально-демократические подходцы, ни силовые авторитарно-тоталитарные методы управления; в течение многих веков они выработали свою собственную систему народного самоуправления – «казачье самоуправство».

По сути Самоуправство – это система мероприятий народа по самостоятельному управлению своими общинами и обеспечению правопорядка, прав и обязанностей членов общин в соответствии с Божественными заповедями и принятыми на их основе нормами и правилами. Самоуправство – не беззаконие, а осуществление законности по законам Божьим и народным. Самоуправство всегда неугодно «центру», поскольку не позволяет отнимать у народа что-то нахаляву, диктовать людям свою волю. Правящая власть, через подконтрольные законодательные органы законодательно объявляла народу законными лишь правила выгодные управленцам режима, обеспечивающие их собственные интересы, например личное обогащение за счет народа, присвоение благ, результатов труда, общественного богатства, уход от ответственности; а всякие иные положения, в т.ч. народное самоуправство, заранее объявляли преступлением: «самовольным, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актам, осуществлением своего действительного или предполагаемого права» и наказывали. «Советская» власть ненавидела народное самоуправление всеми фибрами, на проявления народного волеизъявления отвечала лагерями и геноцидом. Жадность власть предержащих не знает границ и вызывает отрицательное отношение и противодействие в обществе, приводит устранению зажравшихся «элит» незаконными средствами, поскольку все законные средства народного волеизъявления этими горе-управленцами изначально либо блокируются, либо законодательно объявляются незаконными.

Казачье самоуправление осуществлялось казаками в их населенных пунктах в пределах существующих административно-территориальных границ Казачьих Войск, а так же при расположении или проведении каких-либо мероприятий вне их. Казачье самоуправление обеспечивало цивилизационные основы построения государственного устройства и жизни в соответствии с Божьими заповедями, требованиями веры и законами базирующимися на принципах правды и справедливости. Оно привлекало к казачеству другие племена (всем хотелось жить так же), обеспечивало продвижение казаков и расширение Российской Империи.

Высшим органом казачьего самоуправления являлся Круг - общий войсковой совет казаков. По старинным актам известны круги валовые, войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ были собранием полноправных членов представителей народа. Высшим считался круг валовой, куда собирались представители всего казачества. Он решал особо важные вопросы и был неправомочен, если хотя бы один представитель или отряд находился в отлучке и не голосовал.

На Круге решались вопросы: избрания атаманов, писарей, прием в казаки; объявления войны или заключения мира; вопросы внешних сношений; судили лиц совершившие тяжёлые преступления или преступления, вызвавшие большой резонанс в обществе; иные вопросы, связанные со спорами о земле. Высшая власть у казаков принадлежит Кругу и только Кругу, а в период между Кругами — атаману. В рамках Круга никогда не существовало каких-либо иных институтов управления, кроме самого Круга казаков.

Поначалу во главе Казачьих Войск стояли войсковые атаманы, ежегодно избираемые войсковым кругом. В помощь им избирались войсковые есаулы. На время похода избирались походные атаманы и есаулы.

Войско Донское с древнейших времен управлялось Войсковым Кругом, в котором принимали участие все военнообязанные казаки. В Войсковом Кругу решались дела, касающиеся только всего Войска, как то: выборы войскового атамана, есаулов, войскового писаря или дьяка, духовенства войскового собора, прием в казаки иноверцев или беглых крестьян, объявлялись походы, делили добычу, принимали царских послов и царское жалование, рассматривали преступления против войска в целом.

Войсковые круги и атаманы не имели права вмешиваться во внутренние дела станиц, не было и общевойскового гражданства.

Низшим кругом был полковой, впоследствии станичный или хуторской. Каждая станица имела свою территорию — «юрт», границы которой были четко определены. Изменить их могли только с согласия станичного общества. Рядом со станицами возникали отдельные поселения, именовавшиеся хуторами. Число их в пределах одной станицы могло исчисляться десятками. Население станицы и принадлежащих ей хуторов называлось станичным обществом. Казак имел гражданство одного из казачьих станичных обществ. Никто, кроме самого станичного общества, даже сам император, не мог дать или отнять это право. С увеличением населения в казачьих станицах на станичные сборы стали избирать делегатов от определенного числа дворов.

Власть в станице возглавлял станичный атаман, избираемый на год, впоследствии – на три года. Атаману избирали помощников — есаула и судей, в старину именовавшихся «подписными стариками». Атаман и есаул не играли никакой роли в управлении данной общины, а были лишь простыми исполнителями решений Круга. Атаман распределял земли между семьями казаков. Ничего по собственному произволу они предпринять не могли, иначе рисковали с позором лишиться своего достоинства, а иногда и жизни.

Атаман и судьи составляли станичное правление. Впоследствии состав правлений расширился, а судьи, выделившись из правления, стали составлять самостоятельные станичные суды.

Дела по обидам в станицах большей частью решались миром. Старики заставляли обидчика идти к обиженному и просить прощения. Если приемлемого для всех сторон решения суд не находил или правонарушение было очень серьезным, дело выносили на рассмотрение казачьего круга.

Суды руководствовались казачьим «обычным», или «станичным», правом. В старину войсковой круг был и высшей судебной инстанцией, где, руководствуясь «войсковым» правом, рассматривали дела об измене казачеству. Это считалось самым тяжким преступлением, и наказание было одно — смерть. В таких случаях нередко вешали на корабельном якоре, поставленном на базарной площади. Пользовались иногда острой палей или колом. Наказания за преступления —трусость, убийство и воровство — были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось.

В Запорожской сечи самым великим преступлений считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденной вещи. Вора обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За великое воровство, или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница — виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного. Смертью карались связь с женщиной и содомский грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства. Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга.

За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями, и только в последнее время в Сечи за это полагалась высылка в Сибирь.

На протяжении веков у казаков выработались свои обычаи и законы, в которых было много народной мудрости. Долгое время у казаков не было тюрем. За проступки секли. Может быть  кому то в наше время это покажется жестоким, но наказание плетью не способствовало развитию преступности, т.к. виновный не попадал в общество преступников при отбывании наказания. Судили за проступок «по обычаю». Присуждалось определенное количество плетей, затем старики беря во внимание прежние заслуги казака наказание сбавляли. Почитая старших, от них вправе были требовать мудрости и хорошего примера, поэтому количество присуждаемых плетей прямо зависело от возраста провинившегося: чем старше он был, тем больше присуждалось. Казак не терял никаких прав после порки и никто не вправе был упрекнуть его в содеянном, а если кто-то упрекнет, то на круге мог быть поставлен вопрос об оскорблении.

За очень серьезные преступления (воровство, конокрадство и т. п.) наказывали изгнанием из станицы навсегда или смертью. Преступников обычно топили в реке. За другие преступления сажали в воду, били, забивали в колодки и т.п. Наказания были самыми разнообразными. Могли приковать цепью к позорному столбу. Могли выпороть плетьми, но это наказание с 60-х годов XIX века уже не применялось.

На несколько соседних станиц избирался еще один суд, в котором можно было обжаловать решение станичного суда. Он назывался «суд почетных станичных судей».

Права участия в Круге не имели лишь провинившиеся казаки (пенные), навлекшие на себя за провинности немилость всего войска. Казаки лишних слов не любили (известны поговорки «от лишних слов слабеют руки» и «кто развязал язык - тот вложил саблю в ножны»), дела в Кругу решались скоро и справедливо. Дела решались на основании старого казачьего права большинством голосов.

Проводили Круги на площади (майдане). Все участники его, образовав круг, стояли на ногах, сняв шапки в знак почтения к месту и важности дела. Все присутствовавшие были равны независимо от богатства или занимаемых должностей на царской службе. Круги иногда проходили шумно и буйно, нередко дело доходило до сабель.

В 1870 г. были приняты «Положения об общественном управлении в казачьих войсках», которые распространялись на все казачество России, уничтожая таким образом какие бы то ни было региональные особенности, существовавшие в этой сфере ранее. С 1870 г. были признано право участвовать в сходах лицам, не зачисленным в войско, но имевшим недвижимость в районе станиц, но они получали право рассмотрения и голоса только в делах, их касающихся. Впервые четко определялись структура, права и полномочия станичных обществ. По положению, станичное общество образовывалось из всех (без различия сословий) жителей станицы и ее выселок. Органами его правления были станичный сход, станичное правление во главе с атаманом и станичный суд; последний ведал всеми делами станичного общества, в военных и гражданских вопросах подчинялись в то же время общим установлениям в области. Сход получил полный контроль над станичными финансами и деятельностью избираемых им всех должностных лиц. Решения схода заносились в особую книгу приговоров, подписывались большинством присутствующих на нем и приводились в исполнение станичным правлением, в состав которого входили станичный атаман, его помощники и станичный казначей. По всем же другим делам гражданского и военного правления станицей, не входившим в компетенцию станичного схода или правления, станичный атаман распоряжался по своему усмотрению и под свою личную ответственность в соответствии с законом. Полномочия станичных органов власти оказались сопоставимы с теми правами, которые имели соответствующие сходы, старосты и суды сельских обывателей, то есть крестьян России.

В 1878 году семиреченское областное правление получило исключительное право издавать инструкции станичным обществам и должностным лицам по вопросам исполнения возложенных на них обязанностей. В некоторой степени инструкции стесняли самоуправление, расширяя власть уездных начальников.

1 июня 1891 г. «Положение об общественном управлении станиц казачьих войск» было конкретизировано. Согласно обновленному Положению, основу казачьего самоуправления составляло станичное общество, к которому относились все лица казачьего сословия. Выделялось две разновидности общественного управления станиц казачьих войск: 1) станичное управление и 2) хуторское управление. Станичное управление составляли станичный сбор, станичный атаман, правление и суд. В станицах, имевших хутора, кроме того, создавались хуторские сходы и избирались хуторские атаманы. В станичном сборе небольших станиц (до 30 дворов) участвовали все казаки-домохозяева старше 25 лет, а свыше 30 дворов – по 1 выборному от каждых 10 дворов. Правом участвовать в сборе обладали и представители неказачьего населения, проживающие на станичных землях, но только по вопросам, прямо их касающимся.

Неявка на сбор без уважительной причины влекла за собой штраф в пользу общества (от 20 коп. до 1 руб.). Работой сбора руководил станичный атаман, избираемый самим сбором. Выборными были и все другие станичные должности и органы. В станицах, имеющих хуторское управление, станичный сбор мог решать общественные вопросы только после их предварительного обсуждения на хуторских сборах. Кворум сбора определялся в 2/3 членов, но решения принимались простым большинством голосов. Станичные сборы решали все вопросы, вплоть до распределения земли между домохозяйствами, семейных разделов, раскладки общественных повинностей, управления станичным хозяйством и поддержания правопорядка.

Станичный и хуторской атаманы обладали административной и полицейской властью, собирали сборы и руководили ими, контролировали исполнение их решений и распоряжались общественным имуществом и хозяйством. При атамане создавалось станичное правление, в которое входили его помощники, казначей и 2-4 выборных. В станицах также создавались суд станичных судей (4-12 судей) и суд почетных судей (на две или более станицы, в составе 3-6 судей), являвшийся апелляционной инстанцией. Станичный суд имел право выносить приговоры по маловажным проступкам, предусматривавшие штраф не свыше 6 руб., арест не свыше 8 дней или общественные работы на тот же срок.

Для занятия общественных должностей предусматривался следующий возрастной ценз: почетные судьи – не менее 45 лет, атаман и станичные судьи – не менее 33 лет.

Компетенция и состав станичного управления были аналогичны сельским и волостным органам образца 1861 г., с учетом особенностей казачьих регионов России. Реорганизация станичного управления на Дону и в других казачьих областях региона еще более приблизило на низовом уровне систему управления в казачьих областях к общероссийской.

Хуторские атаманы подчинялись станичным атаманам. Станичные сбор, атаман, правление и суд находились под жестким контролем атаманов отделов и наказных атаманов, военного министра, которые были вправе отменить любое их решение, сместить должностных лиц. Принятое положение закрепляло ответственность станичных должностных лиц. Сами эти лица получали оплату за свой труд и даже ордена и чины, но при этом могли быть преданы суду по решению войскового наказного атамана. Надзор за станичным общественным управлением осуществляли атаманы отделов, обладавшие правом удалять от должности (кроме станичного атамана и почетных судей), объявлять замечания, выговоры, денежные взыскания до 5 руб. или арест до 7 дней. Высшей инстанцией являлось войсковое начальство.

С принятием нового Положения резко увеличилось делопроизводство. Так, станичное правление обязывалось вести следующие книги: метрические, приговоров станичного сбора, станичного суда, о приходе и расходе станичных сумм, сделок и договоров, взысканий, налагаемых станичным атаманом, его приказаний, списки казаков, имеющих знаки отличия и право на пай, штрафной журнал, ведомости поземельных угодий и др. Эти документы подлежали периодической проверке вышестоящими органами власти. Усиление государственного бюрократического давления сковывало инициативу казачества, которое, по словам современника, все меньшее число вопросов могло решать самостоятельно.

На Дону круги были запрещены в 1721 году Петром I и заменены станичными сборами, где казакам зачитывались указы и постановления властей. В 1735 году по царскому указу был назначен войсковым наказным атаманом Иван Фролов. В царских грамотах на имя Ивана Фролова он впервые именуется «наказным», то есть действующим по царскому наказу. Войсковые атаманы стали назначаться царской властью.

Несмотря на запрещения и кровавые репрессии (так, в 1771 году начальник гарнизона Яицкого городка полковник по фамилии Траубенберг приказал стрелять картечью из пушек по казачьему кругу, что послужило одной из причин Пугачевского восстания), станичные и хуторские (поселковые) круги все-таки сохранили традиции казачьей демократии.

Древнюю традицию проведения войсковых кругов и выборов войсковых атаманов казаки смогли возродить лишь после падения династии Романовых в 1917 году. Тогда же в казачьих республиках Дона, Кубани, Терека и других были разработаны и приняты самые демократические на тот момент конституции в мире и самое передовое законодательство. Так, женщины-казачки уже летом 1917 года принимали участие в выборах Донского войскового атамана Каледина. Ни «советская» власть, ни «демократы» так и не смогли достичь уровня народовластия при казачьем самоуправлении: выборности народом законодательной, исполнительной и судебной власти.

Самоуправление казачества, его приверженность своим правам и традициям ни в коей мере не устраивали троцкистско-ленинцев, в отношении власти у них были свои виды, они вводили диктатуру, - на казаков как на главную самоорганизующуюся и  противостоящую им силу был направлен основной удар. Последний Конституционный круг Дона, Кубани и Терека созывался в январе 1920 года. Захватив власть, большевики распустили казачьи административно-территориальные образования, лишили казаков земель, самоуправления, старинных прав; мобилизовали всю мощь госаппарата на расказачивание и физическую ликвидацию - геноцид казачьего народа, на уничтожение казачьей культуры и обычаев, самой памяти о казаках. Все годы своего существования эта якобы бы «советская» власть боролась против по-настоящему народных советов – казачьих кругов, направляла все силы на предотвращение возрождения и самоорганизации казачества. Причина оставалась прежней – боязнь казачьего самоуправления. Ленинцы не хотели возвращать власть народу: они сами формировали свои «советы», во главе каждого «совета» создавалась ячейка руководящей и направляющей, во главе каждой ячейки сидел представитель из центра, а за ним – чел с ружьем – и творили, что хотели. Казаки создавали угрозу режиму самим своим существованием - красные это чуяли, поэтому борьба с казачьим народом не ослабевала ни на минуту вплоть до крушения богоборческого режима.

Первый Большой Казачий Круг, собравший представителей от 80 тысяч казаков всех областей СССР, собрался в июле 1990 г. и положил начало возобновлению этой неотъемлемой стороны казачьей жизни. Учредителям Круга многое пришлось восстанавливать по крупицам, разыскивая драгоценные свидетельства о веками выработанных правилах проведения Кругов, пока не был установлен следующий порядок.

Использованная литература:

Казачье самоуправление. https://sites.google.com/site/olegdankir/Poriadnik/vse-formirovania/samoupravlenie

Система самоуправления у гребенского казачества, В ХVIII-ХIХ вв. // Государственная власть и самоуправление: взаимоотношения и проблемы. - Ставрополь, 2003, с.6-12. http://www.kazakirossii.narod.ru/greben1.html

О «Положении об общественном управлении станиц казачьих войск» от 1 июня 1891 г. http://hist.ctl.cc.rsu.ru/Don_NC/XIXend-XX/Reforms_stan_upr.htm

Казачий Круг. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3#cite_note-3

Казачество и православие - Казачий круг. http://kazak31.ru/index.php/culture/120-kazachestvo-i-pravoslavie?start=6

 

2. Демократизм казачьего самоуправления.

Демократизм казачьего самоуправления, как истинного народовластия, обуславливается следующими положениями:

Основной любого казачьего общества (землячество, станица, хутор и т.д.) является семья. Брак – христианское таинство, а семья его святыня, и никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Ответственность за все, что происходит в семье, несут все ее члены, но в большей степени глава семьи – отец.

Силой скрепляющей общину, семью и все казачье общество, должна быть любовь к своему народу и к ближним своим, христианская нравственность и казачий обычай.

Высший орган любого казачьего общества является Круг, где все казаки обладающие правом голоса равны. Все решения на Кругу принимаются простым большинством, прямым голосованием. Тайное голосование у казаков не принято, как не совместимое с понятием братства и чести.

Обычно Круг считается неправомочным если на нем присутствуют менее 2/3 списочного состава общества, нет Совета стариков и Священника. Прямым голосование (открытым) Круг избирает Атамана на срок указанный в Уставе общества (как правило 3 года). Традиционно атаман может выбираться три срока подряд, после чего его кандидатура три года не выдвигается.

Приведение Атамана к присяге и Крестному целованию на Кругу является одновременно и присягой всего Круга на верность и бесприкословное подчинение Атаману, который равен отцу.

Единоличная власть Атамана ограничена нормами христианской морали о которой ему на Кругу вправе напомнить священник, и казачьими обычаями, хранителями которых должен являться Совет стариков.

Без одобрения стариками, без благословение священника ни одно основополагающее решение Атамана не может быть исполнено.

Атаман предлагает кандидатуры членов Атаманского Правления для утверждения на Кругу. Во время атаманства он может сместить или заменить любого из членов Правления, дав соответствующие разъяснения казакам на Круге или Сходе.

Состав и назначение членов Правления определяется Кругом. В промежутках между Кругами вся полнота власти принадлежит Атаману и Правлению.

Совет стариков является независимой частью Круга (вне Круга члены Совета стариков обязаны подчиняется Уставу и Атаману на общих основаниях.

Совет стариков не имеет права приказывать, но только советовать опираясь на обычай. Совет стариков по решению Учредительного круга, может обладать правом «вето» на решение Атамана и Круга.

Власть стариков исходит не от силы, но от авторитета. Утратив этот авторитет, по тем или иным причинам, Совет стариков может быть расформирован, и набран в новом составе.

Традиционно суд чести избирался в каждом отдельном случае по жребию из всех полноправных казаков. По окончанию дела расформировался. Так каждый казак мог гласно судить о своем односуме-товарище, карать его или миловать.

Согласно обычаю решение суда чести, принятое в отсутствие священника и не одобренное Советом стариков, недействительно.

Любое казачье общество в праве приглашать специалистов для решения тех или иных вопросов, в частности для контроля над расходованием денежных средств.

Если общество ведет хозяйственную или иную деятельность, для облегчения работы оно может принимать в коллективные члены целые предприятия объединения и т.п. для выполнения конкретных задач.

Однако вступление в казачье общество коллективного члена индивидуальными правами и обязанностями не наделяется.

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
В интернете.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright zdorovokazaki.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz