Понедельник, 06.05.2024
Здорово, Казаки!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

КАЗАЧЬЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, часть 2

3. Порядок проведения казачьих кругов.

На круг собираются казаки—полноправные члены казачьего объединения (станицы, землячества, войска, союза казаков), в числе, установленном уставом этого объединения. (Как правило, не менее 2/3 списочного состава.) Казачки допускаются или нет, обладают правом голоса опять-таки в соответствии с уставом той или иной общины.

Казачья традиция женщин правом голоса не наделяет и разрешает им присутствие на Кругах по специальным приглашениям. На Кругах обязаны быть малолетки—казаки, не достигшие совершеннолетия, разрешается присутствовать вместе со старшим совершеннолетним братом, отцом, крестным отцом или наставником казачатам, не достигшим возраста малолеток и гостям.

Возраст полноправного казака, малолетка или казачонка, дающий ему возможность быть на Кругу в том или ином качестве, определяется уставом каждой отдельной общины, собирающей Круг.

Как правило, на Круги казаки наряжаются в народную одежду со всеми атрибутами и деталями, которые приняты в той области, откуда они ведут свою родословную.

Военнослужащие могут, по желанию, быть в мундирах Армии и Флота, либо в традиционной одежде казаков. Круг может собираться в любом помещении или на площади, в поле или в иных местах. Однако форма круга соблюдается всегда.

В помещении (клуб, кинозал и т. д.) на сцене стол, за которым сидит Атаман, Писарь и члены Атаманского правления. Справа от стола, под углом к нему место Священника и аналой с крестом и Евангелием. Тут же за аналоем может стоять караул со знаменем и находятся прочие реликвии и святыни общества казаков. Слева от атамана, под углом, напротив аналоя, скамья стариков. Таким образом форма круга сохраняется.

Проводимый под открытым небом Круг еще более традиционен: казаки стоят в кругу, в центре которого находятся знамена, аналой и прочие реликвии, сидят старики и Священник, на приготовленных скамьях в центре круга, тут же стоит атаман и вся войсковая старшина. Если Атаман предлагает казакам сесть - это означает, что обсуждение будет долгим и обсуждаемый вопрос серьезен.

Ведет Круг Дежурный есаулец. Это должность, на которую назначается или предлагается казак, лучше других знающий обычай и умеющий наводить порядок и тишину.

Символом власти Есаульца является нагайка в правой руке, которую он, в случае необходимости может применить.

Ему подчиняются Приставы, выбранные казаками (тоже с нагайками), находящиеся среди казаков Круга, которые обязаны следить за порядком, очередностью выступающих, устанавливать тишину, а при голосовании вести подсчет голосов.

Число приставов предлагается Дежурным есаульцем и утверждается Кругом.

Приставы не допускают на Круг посторонних.

Круг начинается возгласом Дежурного есаульца:

— Именем Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. После чего Есаулец напоминает казакам об обычаях, о порядке проведения Круга и о своих полномочиях.

— Все ли казаки на Кругу?—спрашивает Есаулец Приставов. Те докладывают сколько и кого на Кругу. Если имеется кворум, Есаулец объявляет:

- Господа старики, покорнейше прошу занять почетные места.

Следом за стариками по приглашению занимает свое место священник.

Священник обладает правом остановить Круг, напомнить Атаману или любому выступающему о христианских нормах морали.

Если Священник встал — все обязаны замолчать!

Если Священник встал (тишина не остановилась) и вышел с Круга, все решения, принятые в его отсутствие, как и в отсутствие Совета стариков, считаются недействительными. Круг, хотя и может продолжать спор, считается остановленным.

По установлении порядка Есаулец, сняв шапку, приглашает Священника обратно словами:

— Батюшка, простите казаков! Вернувшегося священника встречают стоя и без шапок. Священник вправе усовестить казаков, напомнить им о христовых заповедях. Однако правом голоса на Кругу священник не наделяется, не голосует и в конкретные решения Круга (экономические, хозяйственные и пр.) не вмешивается.

Священник может выступить с просьбой к Кругу через Атамана или Совет стариков, которые предоставляют ему слово в общем порядке и в этом случае, пользуясь всем надлежащим его сану уважением, он, однако, выступает наравне со всеми.

Последними по приглашению Есаульца занимают места члены Атаманского Правления, или, если Атаман не выбран, члены Организационного комитета.

После чего Есаулец командует:

— Приветствие Атаману.

Казаки встают и приветствуют атамана, не снимая головных уборов.

Остается сидеть только Священник, с которым вошедший Атаман здоровается первым (если они не виделись прежде) и может подойти под Благословение. Затем Атаман приветствует поклоном стариков и казаков Круга, после чего участники Круга рассаживаются прежним порядком.

Атаман выслушивает доклад Есаульца о числе участников Круга и принимает решение: правомочен круг или нет.

— Так ли, господа старики?! Так ли, честное казачество?

В случае утвердительных ответов приказывает внести знамя.

Есаулец командует:

— Встать! На знамя равняйсь. Знамя внести!

Казаки, старики Правления и священник стоя приветствуют знамя. В дальнейшем сменой караула командует караульный начальник из знаменной команды. Следующая команда Есаульца:

— Шапки долой! На молитву.

Священник читает молитву.

(После молитвы участники Круга могут пропеть Гимн своего края, или иной Гимн, принятый их объединением.)

После команды: "Кройсь. Садись",—Круг начинает свою работу.

Дежурный Есаулец следит за порядком выступлений, подает на стол правления записки, следит за тем, чтобы писарь вел протокол. По просьбе Круга Есаулец может потребовать прочитать протокольную запись вслух.

При принятии решений Атаман, ведущий Круг, обязан в каждом отдельном случае перед голосованием уточнить за что будут голосовать, правильно ли поставлен вопрос:

— Так ли, господа старики? Так ли, честное казачество?

После голосования уточняется формулировка: "Так ли запишем?". В случае утвердительного ответа, решение Круга имеет силу закона и выполняется беспрекословно. До следующего Круга решение не может не только быть отменено, но и обсуждаться на Сходах и иных собраниях казаков.

По окончании работы Круга Писарь, ведший протокол, по приказу Есаульца или Атамана читает его.

Круг уточняет записанное. Есаулец спрашивает:

Так ли записано, господа старики? Так ли, честная станица? Под протоколом расписываются Атаман, Писарь и дежурный есаулец. После чего Круг свою работу заканчивает.

Есаулец командует:

— Встать на молитву, шапки долой!

Священник читает молитву, по завершении которой Круг произносит вслух "Аминь", и далее о вопросах, обсуждаемых на Кругу, не может быть публичных разговоров.

До выноса знамени никто не покидает собрания. После того как унесены реликвии, Есаулец командует: "Разойдись!"—и убирает нагайку.

Всякий, выступающий на Кругу, выходя в середину или на сцену, снимает шапку, отвешивает поклон Аналою и сидящему рядом священнику, Старикам, Атаману и всему собранию.

Закончив выступление, надевает шапку. Если шапка не надета, выступающий считает, что не всё сказал. Но Есаулец может прервать его выступление (в случае нарушения регламента или выступления не по делу) словами "Кройсь..." и проводить из Круга. В случае сопротивления может применить силу, призвать приставов. Вносящий сумятицу и раздор в порядок Круга может быть выведен и наказан.

4. Выборы и перевыборы атамана.

В современной жизни основанием любого казачьего объединения занимается оргкомитет. В момент созыва Учредительного Круга, оргкомитет находится на месте Атаманского Правления. В остальном же Круг ведется в обычном порядке. По разрешению дежурного Есаульца казаки выходят на Круг, и рекомендуют кандидатов на Атаманский пост.

Всякий названный, как только произнесено его имя, обязан встать, снять шапку и занять место на скамье рядом со Священником. В продолжение всех выборов он сидит без головного убора. Сам себе рекомендовать казак не имеет права.

После выдвижения всех кандидатов, им поочередно предоставляется право на слово для изложения своей программы или самоотвода.

При любом количестве кандидатов голосование и подсчет голосов производится по каждому, даже если за него голосует один выдвигавший.

Всякий за кого голосуют в данный момент, должен выйти на середину Круга, и поклониться на четыре стороны: кресту и Священнику, старикам, оргкомитету и станице. Есаулец, стоя слева от него, кладет правую руку на его плечо, и спрашивает станицу:

–Господа честное казачество, люб ли вам Атаман (называет имя)?

В старину голосование проводилось обнаженными клинками, в настоящее время поднятием рук т.к. казаки обезоружены, тайное голосование казаки считали и сейчас считают несовместимыми со своим пониманием казачьей чести.

Приставы считают голоса. Набравший большее число голосов считается избранным (даже если получил большинство в один голос). Если все кандидаты получили равное число голосов, Круг прерывает на несколько дней, а затем проводится сызнова по всему ритуалу от чтения молитвы.

После объявления Есаульца:

–Большее число голосов, отдано за (называет имя)…

Два пристава ведут будущего Атамана к Присяге.

5. Приведение атамана к присяге.

Название ритуала «Приведение к Присяге» не случайно. Будущего Атамана действительно ведут, держа за руки, два пристава, причем по казачьей традиции нельзя касаться голой рукой или щеки Атамана – считалось, что так Атаман теряет силу, обретаемую им в момент принятия Присяги. Пристав слева, правой рукой держит Атамана за левый рукав, выше локтя, левая рука Атамана лежит на укрытом абшлагом мундира запястья левой руки Пристава (по тому же принципу поступает пристав справа). Такое положение, в котором ведут Атамана к Присяге именовалось в старину «растяжка». Атаман действительно «растянут» между Приставами, издали его фигура напоминает крест. В связи с этим Атаман должен стоять ровно: пятки вместе, носки врозь, опершись на обе ноги.

Приставы снимают с Атамана мундир, расстегивают рубаху так, чтобы был виден нательный крест.

Есаулец может взять крест руками и показать казакам с объявлением:

–Православный!

Казаки отвечают криком «Любо», и все, если сидели, встают. В установившейся тишине, стоя лицом к станице, Атаман произносит:

На Христовом Животворящем Кресте,

На Священном писании присяге:

Служить верно, не щадя жизни и живота (имущества) своего

Беречь казачью честь, приумножать достояние станицы,

Беречь Казаков!

Я ваш отец, вы мои дети!

После чего отвешивает поклон станице, затем, ведомый Приставами, подходит к старикам – кланяется в пояс. Старики и станичники кланяются в ответ на поклоны Атамана. Затем Приставы подводят Атамана к Священнику. Атаман целует Крест, и лежащее на аналое Евангелие.

Затем Атаман выходит, ведомый приставами, на середину Круга. На него надевают мундир, перепоясывают саблей, через правое плечо. Препоясывают полотенцем через левое плечо. (Это символы военной и хозяйственной власти Атамана. Перекрещенные перевязи означают правления Атамана Христом).

Старший Атаман (окружной, войсковой и т.д. или старший Атаман по возрасту) вручает Атаману пернач – Атаман принимая, целует пернач и трижды целуется с вручившим.

Старики подносят Атаману насеку – ритуал вручения тот же.

Дежурный Есаулец торжественно командует:

– Перед Атаманом шапки долой!

Все, кроме Атамана, стоящего рангом выше, снимают шапки. Этот момент считается Присягой Круга на полное и беспрекословное подчинение Атаману. По Закону все присутствующие на Кругу должны после этого подойти к крестному целованию и целованию Евангелия. Как правило после крестного целования, участники Круга уходят на перерыв.

После перерыва Атаман предлагает Правление и т.д.

Круг заканчивается обычным порядком.

6. Утверждение и присяга правления.

Кандидатуры начальника штаба и иных чинов Атаманского правления предлагаются Атаманом и утверждаются Кругом. Выдвигаемый стоит перед Кругом без шапки, отвечает на вопросы казаков и в случае избрания благодарит. Приведение к Присяге заключается в том, что на следующий день они под предводительством Атамана идут к исповеди и причастию, после чего служится благодарственный молебен о прошедшем Круге

Если кто-то из членов Атаманского Правления не справляется с работой или по каким-то иным причинам не может более находится в Правлении, Атаман заменяет его своею волей о чем ставит в известность атаманов, Старейшин и казаков. Обязательно в присутствии этого члена Правления, который однако вступать в спор с Атаманом права не имеет и может высказать свое несогласие в момент очередного или досрочного переизбрания Атамана.

Вновь избранный казак в Правлении в ближайший срок идет с Атаманом и двумя представителями Совета стариков к исповеди, после чего считается утвержденным и может приступать к исполнению своих обязанностей.

7. Порядок перевыборов атамана.

По окончании атаманского срока или по предложению 2/3 реестрового состава Круга объявляются перевыборы. Круг начинается обычным порядком с той только разницей, что Атаман выступая с отчетным докладом, должен быть без головного убора, как когда Атаман выступает перед внеочередным, экстренным Кругом или Сходом с просьбой: например, собрать деньги погорельцу – атаманская шапка идет по кругу, и т.п. (без шапок сидит и все Атаманское правление, которое делит успехи и неудачи в равной с ним мере).

После доклада Атаман садится на табуретку, дежурный Есаулец завязывает ему голову башлыком и стягивает руки за спиной полотенцем.

Предварительно Атаман торжественно сдает все атрибуты атаманской власти, и сидит с завязанными глазами в белой нательной рубахе так, чтобы был виден нательный крест и обвинители не забывали, что перед ними их брат-христианин.

Поверх креста, на более коротком гайтане сохраняется принадлежащая лично Атаману атаманская медаль.

Выступающие вычитывают вины и заслуги Атамана, памятуя, что всякое ложное обвинение, или признанное Кругом не доказанным, будет обращено против него.

Обвинение и спор об Атамане могут длиться не более трех часов. Против обвинений может выступить любой казак, но не Атаман, который обязан молчать в продолжении всего разбирательства.

Если срок Атаманства прерван досрочно и Атаман признан виновным, есаулец срывает с него атаманскую медаль.

Если большинство казаков требует переизбрания Атамана на новый срок и серьезных обвинений против него не выдвинуто, то есаулец развязывает ему руки, снимает башлык и троекратно целует Атамана. Точно так же троекратно целуют его при возращении знаков власти.

Избранный на второй и третий срок Атаман присяги не приносит, но целует крест и знамя (только освященное в церкви, иное знамя символом не считается).

По окончании троекратного срока правления, когда Атаман по Уставу не может быть переизбран, ритуал «вычитывания вины» не происходит, наоборот, старики, Священник и казаки благодарят Атамана, дарят ему памятные подарки, целуют и говорят только похвалу. Просчеты Атамана могут быть упомянуты только в наказах вновь избранному Атаману.

Далее идет выдвижение кандидатов, которым руководит дежурный есаулец. Ритуал повторяется.

8. Сход.

Одной из форм казачьей общественной жизни был сход. При большом сходстве с казачьим Кругом он имел значительные принципиальные отличия.

Сбор на сход осуществлялся тем же порядком, что и на Круг, но на него как правило приглашались все жители хутора, станицы и т.д. в том числе иногородние и женщины. Принципиальным отличием Схода от Круга было то, что на нем не проводилось голосование, не решались основополагающие вопросы, и не ставились проблемы, влияющие на жизнь общины.

Если Круг был организацией, политическую долгосрочную программу, выполнял функции законодательного собрания, то сход был общественной исполнительной организацией.

Соответственно менялся и порядок проведения Схода. По характеру и задачам огромное многоразличие сходов можно свести к трем разновидностям:

·         Очередной – на котором зачитывались приказы и распоряжения Атамана,

·         Чрезвычайный – посвященный событиям неожиданным – например, оглашение приказа Атамана о борьбе с эпидемией или посылки казаков на смену по службе (в этом случае сход проводил дежурный есаулец, при Атаманском правлении и под председательством Атамана, или его заместителя. На Сходе отсутствовал Совет стариков и Священник. Зачитанные писарем приказы и данные Атаманом разъяснения не обсуждались, а принимались к сведению, и немедленному неукоснительному исполнению).

·         Особым Сходом (Особливым) были собрания, на которых разбирались тяжбы (не входящие в компетенцию судьи, или, по мнению казаков, такие которые при государственном разбирательстве были решены неправильно и бросили тень на казачество). Как правило, это были проступки и тяжбы не уголовного характера, но которые Атаман не считал себя в праве разбирать единолично. Когда, по мнению стариков и общественному мнению само публичное разбирательство, как и наказание, должно было укрепить нравственность казачьего общества, напомнить им о святых казачьих устоях.

9. Порядок проведения судебного схода.

На сходе не выносится Знамя, хотя Совет стариков и Священник присутствуют. После молитвы писарь оглашает жалобу, затем есаулец вызывал судящихся истца и ответчика, либо жалобщика. После выслушивания обеих сторон и заключения Атамана. Атаман сообщал:

–Я оставляю это дело на ваш суд, господа честное казачество.

После этих слов Атаман снимал шапку, и уходил со Схода, как сторона оскорбленная (в этом случае наказание провинившегося уравнивалось) и переходил в ряды казаков.

Разбирательством, а чаще всего обвинением провинившегося начинали заниматься старики, судя его «по обычаю» т.е. по прецеденту.

Приговор судей мог быть смягчен по просьбе стариков или по просьбе Священника, но никогда не отменялся и приводился в исполнение немедленно. Женщины и дети при телесных наказаниях не присутствовали. После судебного схода все его участники держали трехдневный пост и усердно молились, затем после бани шли в церковь к исповеди, каясь в нарушении заповеди «не судите, да не судимы будите».

Самым страшным наказанием была не порка, а признание того, что суд видит преступление таким тяжким, что не может найти виновнику наказание. В этом случае старейшина подходил к провинившемуся и плевал ему под ноги, что означало – он оскверняет землю по которой ходит и ремень преступника одевал ему на шею.

Старейшина говорил: Ты замарал нашу честь, казнить мы тебя брезгуем поди от нас… Как ты предатель и осквернитель казачества.

С этой минуты преступник становился персоной «нон грата» и далее даже при его убийстве расследование казаками не проводилось. Он должен был немедленно покинуть станицу.

 

Использованная литература:

1. Атаманский стан http://ataman.land.ru/Pamiatka.htm

2. http://blagochinie-pyatigorsk.ru/kazachestvo-v-rossii-vera-obychai-tradicii-i-nravy/

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
В интернете.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright zdorovokazaki.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz