Воскресенье, 19.05.2024
Здорово, Казаки!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2015 » Февраль » 15 » Поздравляем со Сретением Господним!
09:47
Поздравляем со Сретением Господним!

СКАЗАНИЕ О СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ

В изложении святителя Димитрия Ростовского

По про­ше­ствии со­ро­ка дней по­сле рож­де­ства Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, и по ис­пол­не­нии дней за­кон­но­го очи­ще­ния, Пре­чи­стая и Преб­ло­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­терь, вме­сте со свя­тым Иоси­фом об­ру­чен­ни­ком, при­шла из Виф­ле­е­ма в Иеру­са­лим ко хра­му Бо­жию, при­не­ся со­ро­ка­днев­но­го мла­ден­ца Хри­ста для ис­пол­не­ния за­ко­на Мо­и­се­е­ва. По се­му за­ко­ну нуж­но бы­ло, во пер­вых, по рож­де­нии очи­ститъ­ся чрез при­не­се­ние Бо­гу по­до­ба­ю­щей жерт­вы и чрез иерей­скую мо­лит­ву, — и во вто­рых, нуж­но бы­ло по­ста­вить пред Гос­по­дом пер­во­род­но­го мла­ден­ца и сде­лать вы­куп за него уста­нов­лен­ною це­ною (Лев.12:7). Так бы­ло по­ве­ле­но Гос­по­дом в Вет­хом За­ве­те Мо­и­сею, у ко­то­ро­го в кни­гах о за­коне очи­ще­ния ма­те­ри пи­шет­ся так: «Ес­ли жен­щи­на зачнет и ро­дит мла­ден­ца му­же­ско­го по­ла, то она нечи­ста бу­дет семь дней; в вось­мый же день об­ре­жет­ся у него кра­и­няя плоть его: и трид­цать три дня долж­на си­деть, очи­ща­ясь от кро­вей сво­их; ни к че­му свя­щен­но­му не долж­на при­ка­сать­ся и к свя­ти­ли­щу не долж­на при­хо­дить, по­ка не ис­пол­нят­ся дни очи­ще­ния ее. По окон­ча­нии дней очи­ще­ния сво­е­го, она долж­на при­не­сти од­но­лет­не­го агн­ца во все­со­жже­ние и мо­ло­до­го го­лу­бя или гор­ли­цу в жерт­ву за грех. Ес­ли же она не в со­сто­я­нии при­не­сти агн­ца, то пусть возь­мёт двух гор­лиц или двух мо­ло­дых го­лу­бей, од­но­го во все­со­жже­ние, а дру­го­го в жерт­ву за грех, и очи­стит ее свя­щен­ник, и она бу­дет чи­ста»(Лев.12:7-812:2-4).

А о по­свя­ще­нии Бо­гу пер­вен­цев му­же­ско­го по­ла в за­коне так го­во­рит­ся: «Освя­ти Мне каж­до­го пер­вен­ца (му­же­ско­го по­лу) пер­во­рож­ден­но­го, раз­вер­за­ю­що­го ло­же­сна» (Исх.13:2)[1]. И в дру­гой раз: «От­да­вай Мне пер­вен­ца из сы­нов тво­их» (Исх.22:29). Это тре­бо­ва­лось за то ве­ли­кое бло­го­де­я­ние Бо­жие в Егип­те, ко­гда Гос­подь, из­би­вая Еги­пет­ских пер­вен­цев, по­ща­дил Из­ра­иль­ских (Исх.11:5-7). По­се­му из­ра­иль­тяне при­но­си­ли сво­их пер­во­рож­ден­ных мла­ден­цев в храм, по­свя­щая их Бо­гу, как долж­ную дань, уста­нов­лен­ную за­ко­ном. И опять вы­ку­па­ли их у Бо­га се­бе уста­нов­лен­ною це­ною, ко­то­рая на­зы­ва­лась «вы­куп­ным се­ребро­мъ», и от­да­ва­лась слу­жа­щим при хра­ме Гос­под­нем ле­ви­там, как о сем на­пи­са­но в чет­вер­той кни­ге Мо­и­сея (Чис.3:49-51). Уста­нов­лен­ная же це­на вы­ку­па со­сто­я­ла из пя­ти свя­щен­ных си­клей цер­ков­но­го ве­са, а каж­дый свя­щен­ный сикль имел в се­бе два­дцать пе­ня­зей[2]. Ис­пол­няя сей за­кон Гос­по­день, Ма­терь Бо­жия ныне при­шла в храм с За­ко­но­да­те­лем. При­шла очи­стить­ся, хо­тя и не тре­бо­ва­ла очи­ще­ния, как несквер­ная, неблаз­ная, нетлен­ная, пре­чи­стая. Ибо Та, Ко­то­рая за­ча­ла без му­жа и по­хо­ти, и ро­ди­ла без бо­лез­ни и на­ру­ше­ния Сво­ей де­ви­че­ской чи­сто­ты, не име­ла сквер­ны, свой­ствен­ной же­нам, ро­дя­щим по есте­ствен­но­му за­ко­ну: ибо ро­див­шую Ис­точ­ник чи­сто­ты, как мог­ла кос­нуть­ся нечи­сто­та? Хри­стос ро­дил­ся от Нее, как плод от дре­ва; и как дре­во, по рож­де­нии сво­е­го пло­да, не по­вре­жда­ет­ся и не осквер­ня­ет­ся, так и Де­ва, по рож­де­нии Хри­ста, пло­да бла­го­сло­вен­но­го, оста­лась непо­вре­жден­ною и неосквер­нен­ною. Хри­стос про­изо­шел от Нее, как луч сол­неч­ный про­хо­дит сквозь стек­ло или кри­сталл. Про­хо­дя­щий сквозь стек­ло или кри­сталл сол­неч­ный луч не раз­би­ва­ет и не пор­тит его, но еще бо­лее осве­ща­ет. Не по­вре­дил дев­ства Ма­те­ри Сво­ей и Солн­це Прав­ды — Хри­стос. И дверь есте­ствен­но­го рож­де­ния, чи­сто­тою за­пе­чат­лен­ную и дев­ством охра­ня­е­мую, не осквер­нил обыч­ны­ми для жен­щин кро­во­те­че­ни­я­ми, но, прой­дя сверхъ­есте­ствен­но, еще бо­лее усу­гу­бил ее чи­сто­ту, освя­тив ее сво­им про­ис­хож­де­ни­ем, и про­све­тив Бо­же­ствен­ным све­том бла­го­да­ти. Со­вер­шен­но не нуж­но бы­ло ни­ка­ко­го очи­ще­ния для Ро­див­шей без ис­тле­ния Бо­га-Сло­ва. Но дабы не на­ру­шить за­кон, а ис­пол­нить его, при­шла очи­стить­ся все­со­вер­шен­но чи­стая и не иму­щая ни­ка­ко­го по­ро­ка. Вме­сте с сим ис­пол­нен­ная сми­ре­ния, Она не гор­ди­лась Сво­ею нетлен­ною чи­сто­тою, но при­шла, как бы нечи­стая, встать вме­сте с нечи­сты­ми же­на­ми пред дверь­ми хра­ма Гос­под­ня, — и тре­бо­вать очи­ще­ния, не гну­ша­ясь нечи­сты­ми и греш­ны­ми. При­нес­ла и жерт­ву, но не как бо­га­тые, при­но­сив­шие непо­роч­но­го од­но­лет­не­го агн­ца, а как бед­ные, при­но­сив­шие двух гор­лиц, или двух птен­цов го­лу­би­ных, во всём про­яв­ляя сми­ре­ние и лю­бовь к ни­ще­те, и из­бе­гая гор­ды­ни бо­га­тых. Ибо из зо­ло­та, при­не­сен­но­го волх­ва­ми (Мф.2:11), Она взя­ла немно­го, и то раз­да­ла ни­щим и убо­гим, удер­жав для Се­бя толь­ко са­мое необ­хо­ди­мое на до­ро­гу в Еги­пет. Ку­пив упо­мя­ну­тых двух птиц, Она при­нес­ла их, по за­ко­ну, для жерт­вы, а вме­сте с ни­ми при­нес­ла и Сво­е­го пер­во­род­но­го Мла­ден­ца. «При­нес­ли Его в Иеру­са­лим, чтобы пред­ста­вить пред Гос­по­да» (Лк.2:22) — го­во­рит Еван­ге­лист Лу­ка, т. е. воз­вра­тить Бо­жие Бо­гу, ибо в за­коне Гос­под­нем на­пи­са­но, что вся­кий мла­де­нец му­же­ско­го по­ла, раз­вер­за­ю­щий ло­же­сна, дол­жен быть по­свя­щен Гос­по­ду (Исх.13:2). Дер­жа на ру­ках Сво­их Но­во­рож­ден­но­го, Свя­тая Де­ва Ма­рия пре­кло­ни­ла ко­ле­на пред Гос­по­дом и с глу­бо­ким бло­го­го­ве­ни­ем, как дро­го­цен­ный дар, воз­но­си­ла и пре­да­ва­ла Мла­ден­ца Бо­гу, го­во­ря:

— Се, Сын Твой, Пре­веч­ный От­че, Ко­то­ро­го Ты по­слал во­пло­тить­ся от ме­ня для спа­се­ния ро­да че­ло­ве­че­ско­го! Ты Его ро­дил преж­де ве­ков без Ма­те­ри, а я по Тво­е­му бло­го­во­ле­нию, по ис­пол­не­нии лет, ро­ди­ла Его без му­жа; вот плод чре­ва мо­е­го пер­во­рож­ден­ный, Ду­хом Свя­тым во мне за­ча­тый, и неиз­ре­чен­но, как Ты Один ве­да­ешь, от ме­ня про­ис­шед­ший: Он Пер­ве­нец мой, ра­нее же все­го Твой, Те­бе со­прис­но­сущ­ный и со­без­на­чаль­ный, пер­ве­нец Те­бе Од­но­му по­до­ба­ю­щий, ибо Он есть от Те­бя со­шед­ший, не от­сту­пив от Тво­е­го Бо­же­ства. При­и­ми Пер­вен­ца, с Ко­то­рым Ты ве­ки со­тво­рил (Евр.1:2), и с Ко­то­рым вме­сте све­ту воз­си­ять по­ве­лел: при­и­ми во­пло­тив­ше­е­ся от ме­ня Твое Сло­во, Ко­то­рым Ты утвер­дил небо, ос­но­вал зем­лю, со­брал в со­еди­не­ние во­ды: при­и­ми от ме­ня Тво­е­го Сы­на, Ко­то­ро­го при­но­шу Те­бе на сие ве­ли­кое, да о Нем и о Мне устро­ишь так, как Те­бе угод­но, и да ис­ку­пишь род че­ло­ве­че­ский Его пло­тию и кро­вию, при­ня­тою от Ме­ня.

Про­из­не­ся сии сло­ва, Она от­да­ла Свое дра­го­цен­ное Ча­до в ру­ки ар­хи­ерею, как на­мест­ни­ку Бо­жию, ка­къ-бы от­да­вая Его Са­мо­му Бо­гу. По­сле се­го Она вы­ку­пи­ла Его, как тре­бо­вал за­кон, уста­нов­лен­ною це­ною, — пя­тью свя­щен­ны­ми сик­ля­ми, чис­ло ко­то­рых ка­къ-бы пред­зна­ме­но­ва­ло пять свя­щен­ных язв на те­ле Хри­ста, при­ня­тых Им на кре­сте, ко­то­ры­ми весь мир был ис­куп­лен от клят­вы за­кон­ной и оть ра­бо­ты вра­жи­ей[3].

В то са­мое вре­мя, ко­гда Ма­терь Бо­жия при­нес­ла мла­ден­ца Иису­са для ис­пол­не­ния над Ним, пред­пи­сан­но­го за­ко­ном, обы­чая, в храм при­шел, ру­ко­во­ди­мый Ду­хом Свя­тым, ста­рец Си­ме­он, че­ло­век пра­вед­ный и бла­го­че­сти­вый, ожи­дав­ший уте­хи Из­ра­иле­вой, имев­шей на­сту­пить с при­ше­стви­ем Мес­сии[4]. Он знал, что ожи­да­е­мый Мес­сия уже при­бли­жа­ет­ся, ибо ски­петр пе­ре­шёл от Иуды к Иро­ду, и ис­пол­ня­лось про­ро­че­ство пра­от­ца пат­ри­ар­ха Иа­ко­ва, пред­рек­ше­го, что не оску­де­ет князь от Иуды, по­ка не при­и­дет ожи­да­ние на­ро­дов, Хри­стос Гос­подь (Быт.49:10). Точ­но так­же окон­чи­лись и Да­ни­и­ло­вы сед­ми­ны чис­лом семь­де­сят, по­сле че­го, по про­ро­че­ству, долж­но быть при­ше­ствие Мес­сии. Вме­сте с тем и са­мо­му свя­то­му Си­мео­ну Ду­хом Свя­тым бы­ло обе­ща­но не ви­деть смер­ти, преж­де чем он не уви­дит Хри­ста Гос­под­ня. Си­ме­он, по­смот­рев на Пре­чи­стую Де­ву и на Мла­ден­ца, быв­ше­го на Ее ру­ках, уви­дел бла­го­дать Бо­жию, окру­жа­ю­щую Ма­терь с Мла­ден­цем, и, уве­дав от Свя­то­го Ду­ха, что Сей есть ожи­да­е­мый Мес­сия, по­спеш­но по­до­шёл и, при­няв Его с неиз­ре­чен­ною ра­до­стию и бло­го­го­вей­ным стра­хом, воз­да­вал Бо­гу ве­ли­кое бла­го­да­ре­ние. Он, убе­лен­ный се­ди­на­ми, как ле­бедь пе­ред сво­ею кон­чи­ною, вос­пел про­ро­че­скую песнь: «Ныне от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром».

«Не имел я, — как бы так го­во­рил он, — ми­ра в мыс­лях сво­их, все дни ожи­дая Те­бя, и все дни пре­бы­вал в пе­ча­ли, по­ка Ты при­и­дешь: ныне же, уви­дев Те­бя, я по­лу­чил Дар, и, осво­бо­див­шись от пе­ча­ли, от­хо­жу от­сю­да с ра­дост­ною ве­стью к мо­им от­цам: воз­ве­щу о Тво­ем при­ше­ствии в мир пра­от­цу Ада­му и Ав­ра­аму, Мо­и­сею и Да­ви­ду, Ис­а­ии и про­чим свя­тым от­цам и про­ро­кам, неиз­ре­чен­ную ра­дость при­не­су я им, пре­бы­ва­ю­щим до­се­ле в пе­ча­ли; к ним и от­пу­сти ме­ня, дабы, оста­вив пе­чаль, они воз­ве­се­ли­лись о Те­бе — Из­ба­ви­те­ле сво­ем. От­пу­сти ме­ня ра­ба Тво­е­го, по­сле мно­го­лет­них тру­дов, успо­ко­ить­ся на лоне Ав­ра­амо­вом: очи мои уже ви­де­ли Спа­се­ние Твое, уго­то­ван­ное для всех лю­дей, очи мои ви­де­ли Свет, уго­то­ван­ный для рас­се­я­ния тьмы, для про­све­ще­ния на­ро­дов, для от­кро­ве­ния им неве­до­мых Бо­же­ствен­ных Та­ин, — Свет, вос­си­яв­ший для про­слав­ле­ния лю­дей Тво­их Из­ра­и­ля, Ко­то­рый Ты обе­щал чрез про­ро­ка Ис­а­ию, ска­зав: «Дам Си­о­ну спа­се­ние, Из­ра­и­лю сла­ву Мою» (Ис.46:2).

Иосиф и Пре­чи­стая Де­ва, слы­ша всё ска­зан­ное Си­мео­ном о Мла­ден­це, удив­ля­лись; при­том они ви­де­ли, что Си­ме­он го­во­рит к Мла­ден­цу, не как к мла­ден­цу, но как к «Вет­хо­му дня­ми»[5], и мо­лясь об­ра­ща­ет­ся к Нему не как к че­ло­ве­ку, а как к Бо­гу, име­ю­ще­му власть жиз­ни и смер­ти и мо­гу­ще­му тот­час от­пу­стить стар­ца к иной жиз­ни, или удер­жать в на­сто­я­щей. Си­ме­он об­ра­тил­ся с бла­го­сло­ве­ни­ем и к ним, вос­хва­ляя и ве­ли­чая пре­не­по­роч­ную Ма­терь, ро­див­шую в мир Бо­га и че­ло­ве­ка, и убла­жая мни­мо­го от­ца свя­то­го Иоси­фа, спо­до­бив­ше­го­ся быть слу­жи­те­лем та­ко­му та­ин­ству. По­том, об­ра­тив­шись к Ма­рии, Ма­те­ри Его, а не к Иоси­фу — ибо он про­зре­вал в Ней оча­ми сво­и­ми без­муж­ную Ма­терь, — Си­ме­он про­из­нес:

— Сей по­слу­жит на па­де­ние и воз­ста­ние мно­гим во Из­ра­и­ле: на па­де­ние тем, ко­то­рые не по­же­ла­ют ве­ро­вать сло­вам Его, на воз­ста­ние же тем, ко­то­рые с лю­бо­вью при­мут свя­тую про­по­ведь Его, — на па­де­ние книж­ни­кам и фа­ри­се­ям, ослеп­лён­ным зло­бою, на воз­ста­ние про­стым ры­ба­рям и лю­дям немуд­рым. Он из­бе­рет не муд­рых, муд­рых же ве­ка се­го по­сра­мит, — на па­де­ние вет­хо­за­вет­но­го иудей­ско­го со­бо­ри­ща, и на воз­ста­ние бла­го­дат­ной Церк­ви Бо­жи­ей. Сей по­слу­жит зна­ме­нем для пре­ре­ка­ний[6], ибо ве­ли­кий раз­дор про­изой­дет в лю­дях изъ-за Него: од­ни на­зо­вут Его бла­гим, дру­гие же ска­жут, что он об­ма­ны­ва­ет лю­дей; и по­ло­жат Его, — по сло­ву про­ро­ка Иере­мии, «как бы це­лью для стрел» (Плч.3:12); по­ве­сив на крест­ном дре­ве, уяз­вив как стре­ла­ми, гвоз­дя­ми и ко­пьем. В то вре­мя, без­муж­ная Ма­терь, — про­дол­жал ста­рец, — ду­шу Твою прой­дет ору­жие пе­ча­ли и сер­деч­ной бо­ли, ко­гда уви­дишь при­гвож­ден­ным ко кре­сту Сы­на Сво­е­го, ко­гда Ты с ве­ли­кою бо­лью в серд­це и ры­да­ни­я­ми бу­дешь про­во­жать из ми­ра се­го То­го, Ко­го в мир Ты ро­ди­ла без бо­лез­ни.

Здесь же в хра­ме бы­ла и Ан­на про­ро­чи­ца, дочь Фа­ну­и­ло­ва, из ко­ле­на Ас­си­ро­ва. Она бы­ла вдо­ва, уже силь­но со­ста­рев­ша­я­ся, — ей бы­ло во­семь­де­сят че­ты­ре го­да; -она семь лет толь­ко про­жи­ла со сво­им му­жем и, ов­до­вев, про­во­ди­ла Бо­го­угод­ную жизнь, не от­хо­дя от хра­ма, но в по­сте и мо­лит­ве слу­жа Бо­гу день и ночь. При­дя в тот час в храм, Ан­на мно­го про­ро­че­ство­ва­ла о при­не­сен­ном в храм Гос­по­день Мла­ден­це, ко всем ожи­дав­шим из­бав­ле­ния в Иеру­са­ли­ме[7]. Слы­ша и ви­дя всё сие, книж­ни­ки и фа­ри­сеи рас­па­ля­лись в серд­цах сво­их, и него­до­ва­ли на Си­мео­на и Ан­ну за их сви­де­тель­ства об От­ро­ке. Они не умол­ча­ли, но обо всём слу­чив­шем­ся и ска­зан­ном в хра­ме из­ве­сти­ли Иро­да ца­ря[8]. Тот­час он по­слал во­и­нов с при­ка­за­ни­ем отыс­кать Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца Хри­ста-Гос­по­да и убить Его; но они не на­шли уже Его: по по­ве­ле­нию, дан­но­му Иоси­фу во сне, Он об­ре­тал­ся в Егип­те. Свя­той Иосиф с Пре­чи­стою Бо­го­ро­ди­цею, ис­пол­нив в хра­ме всё тре­бу­е­мое за­ко­ном, не воз­вра­ща­лись в Виф­ле­ем, а по­шли в Га­ли­лею, в свой го­род На­за­рет[9], а от­ту­да быст­ро скры­лись в Еги­пет (Мф.2:13-14). От­рок же воз­рас­тал, и укреп­лял­ся ду­хом, ис­пол­ня­ясь пре­муд­ро­сти, и бла­го­дать Бо­жия пре­бы­ва­ла на Нем (Мф.2:40).

Празд­но­ва­ние Сре­те­ния Гос­под­ня уста­нов­ле­но в цар­ство­ва­ние Юс­ти­ни­а­на[10], ра­нее же, хо­тя Сре­те­ние Гос­подне и вос­по­ми­на­лось в Церк­ви[11], но тор­же­ствен­но не празд­но­ва­лось. Бло­го­че­сти­вый же царь Юс­ти­ни­ан уста­но­вил празд­но­вать сей празд­ник, как Гос­под­ский и Бо­го­ро­дич­ный, на ря­ду с дру­ги­ми ве­ли­ки­ми празд­ни­ка­ми. По­буж­де­ни­ем к уста­нов­ле­нию се­го празд­ни­ка бы­ли осо­бен­ные об­сто­я­тель­ства. В цар­ство­ва­ние Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии и окрест­но­стях ея, в те­че­ние трех ме­ся­цев, на­чи­ная с по­след­них чи­сел ок­тяб­ря ме­ся­ца, был силь­ный мор, так что сна­ча­ла уми­ра­ло по пя­ти ты­сяч че­ло­век в день, а по­том по де­ся­ти ты­сяч; те­ла да­же бо­га­тых и вы­со­ко­по­став­лен­ных лю­дей оста­ва­лись без по­гре­бе­ния, ибо слу­ги и ра­бы все вы­мер­ли и не ко­му бы­ло по­гре­бать са­мих гос­под. А в Ан­тио­хии[12] к мо­ро­вой яз­ве, за гре­хи лю­дей, при­со­еди­ни­лась и дру­гая казнь Бо­жия — страш­ное зем­ле­тря­се­ние, от ко­то­ро­го по­па­да­ли все боль­шие до­ма и вы­со­кия зда­ния и хра­мы, и по­гиб­ло мно­го на­ро­да под их сте­на­ми; в чис­ле по­гиб­ших был Ев­фра­сий[13], епи­скоп Ан­тио­хий­ский, за­дав­лен­ный до смер­ти при па­де­нии хра­ма. В это страш­ное и по­ги­бель­ное вре­мя од­но­му бло­го­че­сти­во­му че­ло­ве­ку бы­ло от­кро­ве­ние, чтобы уста­нов­ле­но бы­ло тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние Сре­те­нию Гос­под­ню, как и про­чим Гос­под­ским и Бо­го­ро­дич­ным ве­ли­ким празд­ни­кам. И вот, при на­ступ­ле­нии дня Сре­те­ния Гос­под­ня, фев­ра­ля вто­ро­го чис­ла, ко­гда на­ча­ли празд­но­вать со все­нощ­ным бде­ни­ем и ис­хож­де­ни­ем с кре­ста­ми[14], смер­то­нос­ная яз­ва, мор и зем­ле­тря­се­ние тот­час пре­кра­ти­лись, по ми­ло­сер­дию Бо­жию и по мо­лит­вам Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы. Ей с ро­див­шим­ся от Нее Хри­стом Бо­гом да бу­дет честь, сла­ва, по­кло­не­ние и бла­го­да­ре­ние во ве­ки. Аминь.

 

При­ме­ча­ния

[1] По си­ле это­го за­ко­на в па­мять то­го, что в ночь пред ис­хо­дом ев­ре­ев из Егип­та Ан­гел-По­гу­би­тель ис­тре­бил всех пер­вен­цев еги­пет­ских, все пер­вен­цы ев­рей­ские долж­ны бы­ли быть по­свя­ще­ны в осо­бен­ное слу­же­ние Бо­гу, т. е. для слу­же­ния при свя­ти­ли­ще. Ко­гда же впо­след­ствии для се­го из­бра­но бы­ло од­но толь­ко ко­ле­но Ле­ви­и­но, то за пер­во­род­ных на­зна­чен был вы­куп в пять си­клей се­реб­ра.

[2] Свя­щен­ный сикль со­став­ля­ет на на­ши день­ги око­ло 5 коп.

[3] По ска­за­нию свя­то­го Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го, свя­тые от­цы до­бав­ля­ют, что свя­тый про­рок За­ха­рия, ро­ди­тель Пред­те­чи, при­шед­шую во храм для очи­ще­ния Пре­чи­стую Де­ву с Мла­ден­цем по­ста­вил не на ме­сте жен, при­хо­дя­щих для очи­ще­ния, а на ме­сте де­виц, на ко­то­ром же­нам, име­ю­щим му­жей, ста­но­вить­ся не поз­во­ля­лось. И ко­гда книж­ни­ки и фа­ри­сеи, при ви­де се­го, на­ча­ли вы­ра­жать него­до­ва­ние, За­ха­рия, став пред ни­ми, воз­ве­стил, что сия Ма­терь и по рож­де­стве есть Де­ва чи­стая. Ко­гда же они не по­ве­ри­ли се­му, За­ха­рия ска­зал, что че­ло­ве­че­ское есте­ство, как и вся­кое со­зда­ние, долж­но слу­жить Со­зда­те­лю сво­е­му, и в Его все­силь­ных ру­ках на­хо­дит­ся устро­е­ние Сво­ей тва­ри, как угод­но Его из­во­ле­нию, — а рав­но — и устро­е­ние то­го, чтобы Де­ва ро­ди­ла, и по рож­де­стве пре­бы­ла Де­вою: «по се­му и я сию Ма­терь не устра­нил — ска­зал он, — с ме­ста, на­зна­чен­но­го для де­виц, по­то­му что Она пре­вы­ше всех дев».

[4] Про­ро­че­ство о 70-ти сед­ми­нах на­хо­ди­тея у Да­ни­и­ла 9-я гл.

[5] Под об­ра­зом вет­хо­го дня­ми, т. е. глу­бо­ко­го стар­ца, ви­дел Бо­га про­рок Да­ни­ил (Дан.7:9-13). В Свящ. Пи­са­нии ста­рость ино­гда слу­жит сим­во­лом веч­но­сти Бо­жи­ей.

[6] В пред­мет пре­ре­ка­ния, в спор­ное зна­мя, — об­раз взят от во­ен­но­го зна­ме­ни во вре­мя бит­вы, ко­то­рое од­на сто­ро­на ста­ра­ет­ся от­бить, а дру­гая за­щи­тить. Гос­подь стал зна­ме­нем пре­ре­ка­ния в том же смыс­ле, что од­ни — неве­ру­ю­щие -си­ли­лись уни­что­жить Его (че­го и мни­ли до­стиг­нуть рас­пя­ти­ем Сы­на Бо­жия), дру­гие же — ве­ру­ю­щие — сто­я­ли и сто­ят под этим зна­ме­нем и за него ра­ту­ют.

[7] Из это­го вид­но, что в Иеру­са­ли­ме в то вре­мя бы­ло до­воль­но лю­дей, ко­то­рые жи­ли на­деж­дою на ско­рое яв­ле­ние Обе­то­ван­но­го Мес­сии, ис­тин­ных из­ра­иль­тян, ко­то­рые, без со­мне­ния воз­ра­до­ва­лись ра­до­стию ве­ли­кою, услы­шав об ис­пол­не­нии их ожи­да­ний и мо­литв.

[8] Ирод, на­зы­ва­е­мый в ис­то­рии Ве­ли­ким, сын Ан­ти­па­тра, да­ря иуде­ев, сна­ча­ла был пра­ви­те­лем Га­ли­леи, но при пер­вом рим­ском им­пе­ра­то­ре Ок­та­вии Ав­гу­сте, в 40 г. до Р. Хр., по­лу­чил ти­тул иудей­ско­го ца­ря и управ­лял всей Иуде­ей, ко­то­рая то­гда бы­ла под­чи­не­на Рим­ско­му го­су­дар­ству.

[9] Лк.2:39. Виф­ле­ем-ма­лень­кий го­род, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма, по на­прав­ле­нию к югу, а оть На­за­ре­та, га­ли­лей­ско­го го­ро­да, Виф­ле­ем на­хо­дит­ся на рас­сто­я­нии дней трех пу­ти или немно­го бо­лее.

[10] Им­пе­ра­тор Юс­ти­ни­ан Ве­ли­кий цар­ство­вал е 527 до 566 го­да. Указ о тор­же­ствен­ном празд­но­ва­нии Сре­те­ния Гос­под­ня по всей им­пе­рии из­дан был им в 542 го­ду.

[11] На этот празд­ник есть ука­за­ния в со­чи­не­ни­ях от­цов Церк­ви III, IV и V ве­ков.

[12] Здесь ра­зу­ме­ет­ся Ан­тио­хия — один из древ­ней­ших и бо­га­тых го­ро­дов Си­рии, сто­лич­ный ее го­род; ле­жит при р. Орон­те, вер­стах в 10-ти от впа­де­ния ее в Сре­ди­зем­ное мо­ре. Для хри­сти­ан­ской церк­ви Ан­тио­хия име­ет осо­бен­ную важ­ность, как вто­рое по­сле Иеру­са­ли­ма ве­ли­кое сре­до­то­чие хри­сти­ан­ства, и как мать хри­сти­ан­ских церк­вей из языч­ни­ков. В на­сто­я­щее вре­мя Ан­тио­хия пред­став­ля­ет со­бою неболь­шой и бед­ный го­ро­док, в ко­то­ром на­счи­ты­ва­ет­ся до 10-ти ты­сяч жи­те­лей.

[13] Ев­фра­сий был епи­ско­пом Ан­тио­хий­ским от 523 до 527 г.

[14] В па­мять пре­кра­ще­ния яз­вы, быв­шей в Кон­стан­ти­но­по­ле, и страш­но­го зем­ле­тря­се­ния в Ан­тио­хии, в неко­то­рых ме­стах при­ня­то Цер­ко­вию ис­хо­дить с ли­ти­ею пред ли­тур­ги­ею вне оби­те­лей и во вре­мя это­го крест­но­го хо­да вос­пе­вать сти­хи­ры празд­ни­ка и ка­нон, по обы­чаю; а по воз­вра­ще­нии во храм со­вер­шать Ли­тур­гию.

[15] В конда­ке на Сре­те­ние Гос­подне Цер­ковь вос­по­ми­на­ет из­бав­ле­ние от бед, по­стиг­ших во­сточ­ную цер­ковь и по ми­ло­сти Бо­жи­ей пре­кра­тив­ших­ся при им­пе­ра­то­ре Юс­ти­ни­ане.


 

Юрий Рубан

 

 

«Сретение Господне»

 

НА ПУТИ КО ВСТРЕЧЕ

Встре­чи бы­ва­ют раз­ные. Од­ни из них про­хо­дят без сле­да и тут же за­бы­ва­ют­ся, дру­гие оста­ют­ся, а ино­гда опре­де­ля­ют всю на­шу даль­ней­шую жизнь. Но есть един­ствен­ная в ми­ре Встре­ча, не толь­ко со­хра­нив­ша­я­ся в Свя­щен­ной ис­то­рии, но да­же став­шая ве­ли­ким еже­год­ным хри­сти­ан­ским тор­же­ством (2/15 фев­ра­ля). Его сла­вян­ское ар­ха­и­че­ское на­зва­ние — «Сре­те­ние» — так и пе­ре­во­дит­ся: «Встре­ча». Об этой зна­ме­на­тель­ной встре­че, про­ис­шед­шей за несколь­ко лет до на­ступ­ле­ния ка­лен­дар­ной «но­вой эры», мы чи­та­ем во вто­рой гла­ве Еван­ге­лия от Лу­ки. По­пы­та­ем­ся пред­ста­вить се­бе про­ис­хо­дя­щее.

Две ты­ся­чи лет то­му на­зад пыль­ная до­ро­га меж­ду Виф­ле­е­мом и Иеру­са­ли­мом бы­ла, как обыч­но, на­пол­не­на звуч­ны­ми ак­кор­да­ми до­рож­ной су­е­ты, — воз­гла­са­ми по­гон­щи­ков, кри­ка­ми жи­вот­ных и скри­пом ко­лес. Бла­го­че­сти­вые па­лом­ни­ки и де­ло­ви­тые него­ци­ан­ты, су­ро­вые рим­ские ле­ги­о­не­ры и мир­ные по­се­ляне дви­га­лись по ней в обо­их на­прав­ле­ни­ях. Ни­чем не вы­де­ля­лась сре­ди дру­гих и скром­ная че­та, со­вер­шав­шая свой зна­ме­на­тель­ный путь уже очень дав­но — на ис­хо­де вре­мен, име­ну­е­мых те­перь «вет­хо­за­вет­ны­ми».

Юная мать с со­ро­ка­днев­ным мла­ден­цем-сы­ном вос­се­да­ла на крот­ком осли­ке, ме­рив­шем ка­ме­ни­стую до­ро­гу сво­и­ми дроб­ны­ми шаж­ка­ми. Осли­ка вел под узд­цы по­жи­лой су­хо­ща­вый муж­чи­на, се­до­вла­сый и се­до­бо­ро­дый, с пе­ча­тью му­же­ствен­но­го бла­го­об­ра­зия и нелег­ких жи­тей­ских за­бот на за­го­ре­лом че­ле. Ко­жа­ные сан­да­лии на его но­гах ви­де­ли нема­ло до­рог, а про­стая одеж­да и огру­бев­шие ру­ки вы­да­ва­ли в нем че­ло­ве­ка ма­сте­ро­во­го.

Этой че­той бы­ли Иосиф и Де­ва Ма­рия. Ре­шив обос­но­вать­ся в Виф­ле­е­ме, на ро­дине сво­их цар­ствен­ных пред­ков, они на­прав­ля­лись в Иеру­са­лим­ский Храм, чтобы со­вер­шить пред­пи­сан­ные в этот день за­ко­ном Мо­и­сея об­ря­ды. Со­ро­ка­днев­ный пер­ве­нец по­свя­щал­ся Бо­гу, а над ма­те­рью со­вер­шал­ся об­ряд по­сле­ро­до­во­го очи­ще­ния. При этом в жерт­ву при­но­си­ли агн­ца (яг­нен­ка) и гор­ли­цу.

Мы не зна­ем, ка­кие мыс­ли вла­де­ли Свя­тым Се­мей­ством. Де­ву Ма­рию, ве­ро­ят­но, сму­щал пред­сто­я­щий об­ряд очи­ще­ния. Ее су­пруг на­вер­ня­ка со­кру­шал­ся о сво­ей бед­но­сти, не поз­во­лив­шей ско­пить де­нег на пред­пи­сан­но­го за­ко­ном жерт­вен­но­го агн­ца. Со сму­ще­ни­ем по­гля­ды­вал он на сде­лан­ную им лег­кую де­ре­вян­ную клет­ку, пред­на­зна­чен­ную для двух «птен­цов го­лу­би­ных». Иосиф ку­пит их на шум­ном тор­жи­ще у Хра­ма, и они ста­нут за­ме­сти­тель­ной жерт­вой, при­но­си­мой в этом слу­чае бед­ны­ми се­мья­ми. Мож­но быть уве­рен­ным лишь в од­ном: ни Пре­свя­тая Де­ва, ни пра­вед­ный Иосиф не пред­по­ла­га­ли о ско­рой и зна­ме­на­тель­ной Встре­че в Иеру­са­лим­ском Хра­ме, за­тмив­шей обя­за­тель­ные свя­щен­ные об­ря­ды на­столь­ко, что еван­ге­лист Лу­ка упо­мя­нул о них лишь ми­мо­хо­дом: «Ко­гда они со­вер­ши­ли всё по За­ко­ну Гос­под­ню, то воз­вра­ти­лись... в свой в го­род».

«НЫНЕ ОТ­ПУ­ЩА­Е­ШИ…»

Пе­ре­сту­пив по­рог хра­мо­во­го дво­ра, пут­ни­ки уви­де­ли ве­ли­че­ствен­но­го стар­ца, ше­ство­вав­ше­го им на­встре­чу. Зва­ли его Си­ме­он. Это­му та­ин­ствен­но­му му­жу «бы­ло обе­ща­но Ду­хом Свя­тым», что он не умрет, по­ка не встре­тит Мес­сию (Хри­ста). Со­глас­но сред­не­ве­ко­во­му пре­да­нию, Си­ме­он был од­ним из пе­ре­вод­чи­ков Биб­лии на гре­че­ский язык. Пе­ре­во­дя Кни­гу про­ро­ка Ис­айи, он усо­мнил­ся в про­ро­че­стве о рож­де­нии Мес­сии-Эм­ма­ну­и­ла от Де­вы (7 гла­ва), был на­ка­зан за это то­ми­тель­ным ожи­да­ни­ем и жил неимо­вер­но дол­го — бо­лее трех сто­ле­тий! Уче­ный ста­рец стал оли­це­тво­ре­ни­ем все­го Вет­хо­го За­ве­та, смысл ис­то­рии ко­то­ро­го во­пло­щал­ся в мно­го­ве­ко­вом ожи­да­нии Спа­си­те­ля ми­ра. Си­ме­он одрях­лел и устал, его близ­кие дав­но ушли в мир иной, и он чув­ство­вал се­бя чу­жим на этой зем­ле.

Но на­сту­пил день, за­мкнув­ший че­ре­ду нескон­ча­е­мых лет, и муд­рец, пре­сы­щен­ный дня­ми, на­пра­вил­ся в Храм. В Сыне бед­но­го плот­ни­ка из На­за­ре­та Си­ме­он сра­зу узнал всю жизнь ожи­да­е­мо­го Мес­сию. «На­ко­нец-то! — вы­ры­ва­ет­ся вздох из его гру­ди. — Со­вер­ши­лось! Я до­ждал­ся Те­бя, и те­перь мо­гу уй­ти, чтоб при­ло­жить­ся к пра­от­цам».

При­няв Бо­гом­ла­ден­ца на ру­ки (и по­лу­чив за это про­зви­ще Бо­го­при­и­мец), стоя на по­ро­ге Но­во­го За­ве­та, пе­ре­сту­пить ко­то­рый ему не да­но, про­из­но­сит он от ли­ца вет­хо­за­вет­но­го че­ло­ве­че­ства свои зна­ме­на­тель­ные сло­ва, став­шие мо­лит­вой и по­вто­ря­ю­щи­е­ся за каж­дой Ве­чер­ней:

«Ныне от­пус­ка­ешь Ты с ми­ром слу­гу Тво­е­го,
ис­пол­нив сло­во Твое, Вла­ды­ка,
ибо ви­де­ли очи мои спа­се­ние Твое,
уго­то­ван­ное То­бою для всех на­ро­дов —
свет для про­све­ще­ния языч­ни­ков
и сла­ву на­ро­да Тво­е­го Из­ра­и­ля» 

(пер. С. Аве­рин­це­ва)

Сим­во­ли­ка встре­чи бес­ко­неч­но пе­ре­рас­та­ет бук­валь­ное зна­че­ние это­го еван­гель­ско­го со­бы­тия, и оно ста­но­вит­ся встре­чей Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та, оправ­да­ни­ем и ис­пол­не­ни­ем в Иису­се Хри­сте древ­них мес­си­ан­ских ча­я­ний. Для иуде­ев Он — сла­ва, для идо­ло­по­клон­ни­ков-языч­ни­ков — свет.

Про­зре­вая ту борь­бу, ко­то­рая раз­вер­нет­ся во­круг лич­но­сти явив­ше­го­ся в мир Хри­ста (ибо Его уче­ние станет кам­нем пре­ткно­ве­ния для мно­гих), ста­рец Си­ме­он при­ба­вил, об­ра­тив­шись к юной Ма­рии: «И Те­бе Са­мой ду­шу рас­се­чет меч…». Эти сло­ва бу­дут со­про­вож­дать весь крест­ный путь Бо­го­ма­те­ри: от обаг­рив­ших­ся кро­вью невин­ных мла­ден­цев ноч­ных улиц Виф­ле­е­ма до страш­но­го хол­ма со зло­ве­щим на­зва­ни­ем Гол­го­фа («Че­реп»).

Та­ко­во ос­нов­ное со­дер­жа­ние и смысл празд­ни­ка Встре­чи-Сре­те­ния, за­вер­ша­ю­ще­го со­бой цикл рож­де­ствен­ских тор­жеств и вос­по­ми­на­ний, по­свя­щен­ных про­слав­ле­нию явив­ше­го­ся в мир Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста.

К ИС­ТО­РИИ ПРАЗД­НИ­КА

Древ­ней­шее ис­то­ри­че­ски до­сто­вер­ное сви­де­тель­ство о бо­го­слу­жеб­ном че­ство­ва­нии Сре­те­ния Гос­под­ня на хри­сти­ан­ском Во­сто­ке на­хо­дим в зна­ме­ни­том Itinerarium Aetheriae, ина­че — «Па­лом­ни­че­стве ко Свя­тым ме­стам» (Peregrinatio ad Loca Sancta); этот цен­ней­ший па­мят­ник да­ти­ру­ет­ся кон­цом IV в. и при­над­ле­жит пе­ру лю­бо­зна­тель­ной за­пад­ной па­лом­ни­цы Эте­рии (в ста­рой ли­те­ра­ту­ре — Силь­вия Ак­ви­тан­ка). Ее Пе­ре­гри­на­цио, один из пер­вых хри­сти­ан­ских па­мят­ни­ков это­го жан­ра, еще не да­ет Сре­те­нию са­мо­сто­я­тель­но­го ли­тур­ги­че­ско­го за­го­лов­ка и име­ну­ет его про­сто «со­ро­ко­вым днем от Эпи­фа­нии (Бо­го­яв­ле­ния)», — за­то крат­ко опи­сы­ва­ет са­мо тор­же­ство, со­вер­ша­ю­ще­е­ся в этот день в Иеру­са­ли­ме. При­ве­дем это сви­де­тель­ство пол­но­стью.

«Со­ро­ко­вой день от Эпи­фа­нии (quadragesimae de epiphania) празд­ну­ет­ся здесь с боль­шою че­стью. В этот день бы­ва­ет про­цес­сия в Ана­ста­сис , и все ше­ству­ют, и всё со­вер­ша­ет­ся по по­ряд­ку с ве­ли­чай­шим тор­же­ством, как бы в Пас­ху. Про­по­ве­ду­ют все пре­сви­те­ры, и по­том епи­скоп, тол­куя все­гда о том ме­сте Еван­ге­лия, где в со­ро­ко­вой день Иосиф и Ма­рия при­нес­ли Гос­по­да в Храм, и узре­ли Его Си­ме­он и Ан­на про­ро­чи­ца, дочь Фа­ну­и­ла, и о сло­вах их, ко­то­рые они ска­за­ли, узрев Гос­по­да, и о при­но­ше­нии, ко­то­рое при­нес­ли ро­ди­те­ли. И по­сле это­го, от­пра­вив все по обыч­но­му по­ряд­ку, со­вер­ша­ют Ли­тур­гию, и за­тем бы­ва­ет от­пуст» (Itinerarium Aetheriae, 26).

Ис­точ­ни­ки сви­де­тель­ству­ют, что празд­ник Сре­те­ния воз­ник и в IV-V ве­ках су­ще­ство­вал в бо­го­слу­жеб­ном ка­лен­да­ре Иеру­са­лим­ской Церк­ви в ка­че­стве тор­же­ства, за­вер­ша­ю­ще­го со­ро­ка­днев­ный цикл Бо­го­яв­ле­ния (греч. Эпи­фа­ния, или Тэо­фа­ния), по­свя­щен­но­го вос­по­ми­на­нию це­ло­го ря­да еван­гель­ских со­бы­тий. Этим объ­яс­ня­ет­ся пер­во­на­чаль­ное от­сут­ствие у него соб­ствен­но­го ли­тур­ги­че­ско­го за­го­лов­ка и име­но­ва­ние его, по фор­маль­но­му хро­но­ло­ги­че­ско­му прин­ци­пу, — «Со­ро­ко­вым днем от Эпи­фа­нии».

По за­вер­ше­нии ре­ша­ю­щей ста­дии хри­сто­ло­ги­че­ских спо­ров (на Хал­ки­дон­ском Со­бо­ре 451 г., утвер­див­шем дог­мат рав­но­чест­но­го еди­не­ния че­ло­ве­че­ской при­ро­ды Ло­госа Во­пло­щен­но­го с Его Ипо­стас­ным есте­ством) ни­что не пре­пят­ство­ва­ло бо­го­слу­жеб­но­му про­слав­ле­нию зна­ме­на­тель­ных со­бы­тий в зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста. К это­му вре­ме­ни и от­но­сит­ся по­яв­ле­ние Сре­те­ния в ка­че­стве са­мо­сто­я­тель­но­го вла­дыч­не­го (гос­под­ско­го) празд­ни­ка го­до­во­го цик­ла в ка­лен­да­рях сто­лич­ных Церк­вей: Ри­ма (ко­нец V в.) и Кон­стан­ти­но­по­ля (1-я по­ло­ви­на VI в.).

«ОТ­ДА­НИЕ» РОЖ­ДЕ­СТВА

Ис­то­рия рож­де­ствен­ско­го цик­ла и его ли­тур­ги­че­ско­го ста­нов­ле­ния весь­ма слож­на и вы­яс­не­на лишь в сво­их об­щих чер­тах. Ис­то­ри­че­ски несо­мнен­ным яв­ля­ет­ся то, что из неко­е­го син­те­ти­че­ско­го празд­ни­ка Тэофании (Бо­го­яв­ле­ния), вклю­чав­ше­го в се­бя це­лый ряд смыс­ло­вых ас­пек­тов, вы­рас­та­ет по­сте­пен­но цикл ис­то­ри­че­ских вос­по­ми­на­ний: Рож­де­ство в Виф­ле­е­ме, Кре­ще­ние на Иор­дане, Сре­те­ние в Хра­ме Иеру­са­лим­ском. В него вклю­че­ны и ме­нее тор­же­ствен­ные празд­ни­ки, яв­ля­ю­щи­е­ся как бы про­из­вод­ны­ми от этих ос­нов­ных: Неде­ля свя­тых пра­о­тец и др.

Ис­то­ри­че­ская цель и дог­ма­ти­че­ский смысл празд­ни­ков рож­де­ствен­ско­го цик­ла со­сто­ит не толь­ко в том, чтобы вспом­нить во всех по­дроб­но­стях зна­ме­на­тель­ные фак­ты зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста, но, преж­де все­го, в том, «чтобы вы­явить, по­нять и, на­сколь­ко воз­мож­но, пе­ре­жить тай­ну Сло­ва, став­ше­го пло­тью». А по­это­му «и не оши­бет­ся тот, кто при­знает его [Сре­те­ние] празд­ни­ком празд­ни­ков, суб­бо­той суб­бот, на­зо­вет [его] свя­тая свя­тых. Ибо здесь со­сре­до­та­чи­ва­ет­ся все та­ин­ство во­пло­ще­ния Хри­сто­ва, объ­яс­ня­ет­ся та­ин­ство во­пло­ще­ния Еди­но­род­но­го Гос­по­да: в нем [во­пло­ще­нии] Мла­де­нец Хри­стос был воз­ве­ли­чен и Бо­гом был ис­по­ве­дан, и, си­дя­щий на ру­ках, как на пре­сто­ле, был яв­лен Он, Тво­рец на­ше­го есте­ства».

Ли­те­ра­ту­ра:Ру­бан Ю. И. Сре­те­ние Гос­подне. (Опыт ис­то­ри­ко-ли­тур­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния). СПб., 1994. — 213 с., илл. (При­ве­де­ны по­дроб­ные биб­лио­гра­фи­че­ские ука­за­ния.) Ру­бан Ю. Хри­сти­ан­ский ли­тур­ги­че­ский ка­лен­дарь: Ис­то­рия и ис­точ­ни­ко­ве­де­ние (На при­ме­ре празд­ни­ка Сре­те­ния). Ав­то­ре­фе­рат дис­сер­та­ции на со­ис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та ис­то­ри­че­ских на­ук. М.: РГГУ, 1997.

 

 

Просмотров: 483 | Добавил: Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Архив записей
В интернете.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright zdorovokazaki.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz