Вторник, 07.05.2024
Здорово, Казаки!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2019 » Май » 6 » Лемки и Лемковские республики.
13:28
Лемки и Лемковские республики.

Лемки и Лемковские республики.

Лемки, это - субэтническая группа русин, ранее проживавшая в своей исторической области Лемковина (Лемковщина), раскинувшейся на склонах горной системы Низких (Лемковских) Бескид и частично на отдельных участках Западных и Средних Бескид. Этническая территория лемков широким клином отделяла поляков на севере от словаков на юге. Ныне эта территории Польши и Словакии. Этническая территория лемков составляла примерно 3500 км2. На этой территории в 1939 году проживало около 200 тыс. человек в 300 селах. Дальше на юг Лемковина занимала большую часть Пряшевщины - приблизительно 3 тыс. км2. В Чехословакии к 1939 году проживало 100-140 тыс. лемков.

 

Лемко-Русинская Республика, 1918 — 1920 гг.

Лемко-Русинская Республика (Западно-Лемковская Республика, Русская Народная Республика Лемков) - государственно-политическое образование лемков, существовавшее в 1918 — 1920 годах.

История

Вскоре после окончания войны и распада Австро-Венгерской империи на территории Лемковщины и Карпат развернулось национально-политическое лемковское движение.

5 декабря 1918 года в селе Флоринка состоялась встреча лидеров лемков, одним из которых являлся Ярослав Качмарчик. Результатом совещания стало принятие решения о создании национального лемковского государства.

В течение нескольких недель после этого Качмарчику и его сторонникам удалось подчинить себе ряд населённых пунктов Лемковщины.

В январе 1919 года под контроль лемков попал Грыбув. Вскоре после этого совет в Грыбуве был признан высшим органом власти в лемковском государстве, а Качмарчик — президентом т. н. Русской народной республики Лемков.

Яросла́в Феофи́лович Качма́рчик (26 июля 1885 - 1944) — политический и общественный деятель, лемок по происхождению. В 1918 - 1920 годах — президент непризнанной Русской народной республики лемков.

Как имеющая русофильскую направленность, республика сначала планировала объединение с демократической Россией и была против объединения с Западноукраинской Народной Республикой. Но поскольку объединение с Россией не представлялось на тот момент возможным, была выдвинута идея присоединиться к Карпатской Руси на южных склонах Карпат, как автономная провинция Чехословакии.

Тем временем правительство Польской республики, развернувшее войну против Советской России и нуждавшееся в пополнении своей армии, решило мобилизовывать в её ряды лемков. Это привело к многочисленным конфликтам. Сотни лемков, мобилизованных в польскую армию, дезертировали и бежали из Польши. Грыбувский совет отказался от требований Польши в оказании материальной помощи полякам со стороны лемков и призвал всех жителей Лемковщины не оказывать таковой. Для достижения компромисса в марте 1919 года Качмарчик принял участие в польско-лемковской конференции, на которой сумел добиться отказа польских властей от мобилизации лемков. В июне того же года командование в Тарнуве официально освободило лемков от призыва на воинскую службу.

К осени 1919 года, однако, была предпринята новая попытка мобилизации лемков в польскую армию. Посетив Варшаву, Качмарчик вновь получил обещание не призывать лемков со стороны польских властей, но в итоге и оно выполнено не было.

В начале 1920 года Качмарчик публично заявил, что граждане лемковской республики имеют право на самоопределение в своих внутренних делах и впоследствии поднял этот вопрос на заседании во Флоринке в марте 1920 года, но его усилия оказались бесполезными.

Захват Польшей

12 марта 1920 г. польские войска заняли территорию РНРЛ и ликвидировали республику. Её лидеры предстали перед польским судом по обвинению в государственной измене, но были оправданы, так как защита доказала, что они никогда не являлись гражданами Польши.

Судьба Русской народной республики лемков была окончательно решена в начале 1921 года.

8 января 1921 года Качмарчик был арестован поляками и спустя полгода предан суду. В ходе заседания он подчеркнул, что в период президентства действовал исключительно в пользу лемковского народа и способствовал улучшению отношений между лемками и поляками. В итоге он был оправдан и освобождён.

После освобождения Ярослав Качмарчик открыл юридическую контору в лемковском городе Мушина на юге Польши. С этого момента от перестал участвовать в общественной жизни Лемковщины.

Государство Лемко-Русинская Республика (Западно-Лемковская Республика, Русская Народная Республика Лемков) имело историю сходную с Команчанской Республикой в восточной Лемковщине.

 

Восточно-Лемковская республика (Республика Команча), 1918 — 1919 гг.

Восточно-Лемковская республика — это объединение 30 лемковских сёл, объявивших в селе Команча о создании республики в восточной Лемковщине 5 ноября 1918 года. В декабре 1918 года на совете в Вислове принято решение о присоединении к ЗУНР. Окончательно Республика была ликвидирована польскими войсками 23 января 1919 года.

История

После распада Австро-Венгрии, на Западной Украине началось освободительное движение. В Санке стояли польские войска и поэтому Раду Санокского повяту основали в Вислоке. Именно здесь появился центр национально-освободительной борьбы в Восточной Лемковщине.

3 ноября 1918 года отец Пантелеймон Шпилька, настоятель села Вислок Великий получил прокламацию о создании ЗУНР и созвал сельское вече в местной школе.

На собрание прибыло 70 делегатов из окрестных сёл.

По итогам вече была основана Повятова Украинская Национальная Рада и провозглашено создание Восточно-Лемковской республики, известной как Республика Команча, поскольку именно в этом селе находился главный оборонный штаб.

Было выбрано 11 человек в управу, которую возглавили отец Пантелеймон Шпилька и комендант милиции села Команча Андрей Кир.

Исполнительный орган республики назывался Комиссариат повята Санокского в Вислоке Великом.

Руководитель комиссариата должен был создавать в сёлах общественные советы, которые бы присягнули на верность украинскому государству. В состав исполнительного органа входили:

  • Теодор Шпилька;
  • Григорий Судомир;
  • Иван Куцыла (судья);
  • Андрей Кир (комендант милиции, бывший австрийский подстаршина).

Республика охватывала около 30 лемковских сёл с населением примерно 18 тысяч человек.

Представители Республики считали себя частью ЗУНР, а своё самоуправление — временным. Из-за этого польские войска начали наступление на сёла республики.

Сначала поляки напали на село Щавне.

23 января 1919 польская армия атаковала Великий Вислок, за выдачу отца Шпильки установили награду 5 тыс. австрийских крон.

Утром 24 января 1919 года поляки захватили село Команча и Республики Команча перестала существовать после трёх месяцев самоуправления.

 

Дальнейшие события

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/2018-11-24/russkaya_narodnaya_respublika_lemkov/

Между 1920 и 1939 годами среди лемков Польши происходили интересные процессы. Украинское направление немного усилилось, но русская этническая идентичность преобладала. Общая численность лемков в межвоенной Польше по официальным данным составляла к 1931 году около 130 тысяч человек, проживавших в 180 преимущественно лемковских деревнях и в нескольких десятках смешанных лемковско-польских сел. Впрочем, к данным переписи 1931 года следует относиться с осторожностью, поскольку власти всячески стремились завысить численность поляков. Но вообще официальная Варшава стремилась использовать лемков для ослабления украинского движения. Десятки лет поляки творчески выращивали украинство с целью подрыва России и русского движения в Галиции, но теперь, когда Польша стала независимой, включив в свой состав Галицию, украинство стало ненужным. Но украинского джинна обратно загнать в бутылку оказалось невозможно, украинство, найдя новых хозяев в Германии, теперь обернулось против создателей.

) власти Польши решили поддержать лемков, раз уж те не поддаются ни украинизации, ни полонизации, и при этом оторваны от основной массы русских. С этой целью лемки первый раз в истории стали получать некоторую поддержку со стороны властей. Так, Варшава не стала возражать, когда священники Лемковщины создали отдельную Лемковскую иерархию, отделившись от украинизированной униатской церкви Галиции. Впрочем, главной причиной этой церковной реорганизации было стремление предотвратить массовый переход лемков в православие. Возвращение в православие действительно приняло среди лемков массовый характер. С 1923 по 1929 гг. число вернувшихся в православие составляло около 30 000 человек, а к Запрещена в РФ  В условиях начавшейся террористической деятельности ОУН* (организации украинских националистов. 1933 г. цифра эта увеличилась до 60 000 человек. Процесс был остановлен польскими правительственными запретами и прямыми гонениями.

В 1933 году на общелемковском съезде в Сяноке был основан Лемко-Союз - политическая организация, которая была призвана защищать непосредственно лемковские интересы. Главным печатным органом Лемко-Союза была газета «Лемко», продолжавшая традиции одноименного довоенного издания и ряд других изданий (разумеется, абсолютно лояльные властям).

Украинские деятели, как всегда, пытались расколоть движение лемков, создав для ведения культурно-просветительной (а также пропагандистской) работы Лемковскую комиссию при «Просвите». Украинские деятели издавали газету «Наш Лемко» и серию пропагандистских брошюр «Библиотека Лемковщины». Иногда, правда, есть толк даже от украинских политиканов. Так, в Саноке в 1930 году был создан музей «Лемковщина». В 1934 году в качестве альтернативы навязывавшемуся лемкам украинскому языку впервые был кодифицирован лемковский литературный язык, нашедший активное применение в прессе и образовании. Лемковский язык стал преподаваться в школах (впрочем, программа лемковских школ была выдержана в польском патриотическом духе).

Но уже в 1938 году местные школы превращены в двуязычные лемко-польские, в которых обучение велось фактически только на польском языке. Польские власти всерьез надеялись ополячить лемков. Не случайно некий Александр Бартощук написал целое «исследование» под названием «Забытые поляки», в котором пытался доказать, что лемки, это - поляки, которые почему-то забыли свой язык, религию и самосознание.

В сентябре 1939 года Польша была разгромлена Германией, и польская Лемковщина оккупирована немцами. Оккупационные власти, опасаясь русофильства лемков, немедленно привлекли к управлению украинцев. Были открыты украинские школы, в городе Крыница открыта украинская учительская семинария. Но главным для украинцев была не «культурная работа», а репрессии против неугодных их хозяевам. Не случайно с горечью писал лемковский писатель Лемкин, «как во время Первой, так и в ходе Второй мировой войны украинские националисты сыграли на Лемковине роль Каина...». Среди жертв нацистских преследований был известный русинский общественный деятель, глава Лемко-Союза О. Гнатышак, погибший в Освенциме. Однако на Лемковщине в период оккупации действовала еще одна сила - польская Армия Крайова, которая, не торопясь вступить в борьбу с немцами, приступили к расправам над лемками, причем не разделяя ни русофилов, ни укранствующих. В ответ украинская полиция, в которой служили и лемки, проводила не менее жестокие расправы над польским населением.

Лемковщина была окончательно освобождена Советской армией зимой 1945 года. Но парадоксальным образом это стало концом Лемковщины. Первоначально лемки встречали русскую армию с воодушевлением. Не менее 25 тысяч лемков вступили в ряды Советской армии и треть из них погибла в боях. Но дипломаты уже решили судьбу Лемковщины. Она должна была оставаться в составе Польши, лемки были официально объявлены украинцами и подлежали отправке на Советскую Украину.

Еще 9 сентября 1944 было заключено соглашение об обмене населением между правительством УССР и Польским комитетом национального освобождения. На основании этого уже в том же 1944 году начат вывоз восточнославянского населения из Подляшья и Холмщины и одновременное выселение поляков из Литвы и Западной Украины. Но окончательное определение границы между Польшей и СССР на основании соглашения от 16 августа 1945 года означало отказ Большой России от лемков и оставление их на милость Польши. Многие лемки действительно выехали в СССР (первая группа численностью в 4 тысячи человек выехала еще до войны, в 1940 году). К концу 1946 года свою Родину оставили примерно 70 % лемков, которые переехали в СССР.

Однако далеко не все лемки, упрямые и консервативные горцы, желали оставить свои дома, свою родину. Поскольку их и советская власть, и поляки объявили украинцами, то многие лемки примкнули к формированиям Украинской Повстанческой армии УПА* (запрещена на территории РФ. ). Один из печальных курьезов бандеровщины заключался в том, что значительную, если не большую часть формирований УПА* в Закерзонье составляли те, кто веками отстаивал свою русскую идентичность.

28 марта 1947 года от рук бандеровцев погиб генерал Кароль Сверчевский, замминистра обороны Польши. Уже на следующий день, 29 марта 1947 года на заседании политбюро ЦК Польской Рабочей Партии, было принято решение об «оперативном переселении украинцев и смешанных семей на возвращенные территории в рамках репрессивной акции против украинского населения». При этом все коренное восточнославянское население юго-восточных областей Польши, включая лемков, трактовалось польскими властями как априори украинское.

В ходе операции «Висла», начатой польскими силовыми структурами 28 апреля 1947 года и продолжавшейся до 12 августа, все остававшееся на Лемковщине русинское население было насильственно депортировано в Силезию и Поморье, полностью «очищенные» к тому времени от коренного немецкого населения. Депортация лемков осуществлялась польскими армейскими и специально созданными для этой цели милицейскими подразделениями, личный состав которых насчитывал около 20.000 человек. Всего в ходе операции было выселено примерно 150 000 человек, из которых 60 000 были лемками.

Депортация была организована по-военному четко. Ночью польские армейские подразделения окружали село, предназначенное для выселения. Жителям давалось несколько часов на сборы, в ходе которых они должны были погрузить на подводы предметы первой необходимости, включая продукты питания. Позднее из переселенцев формировалась колонна, которая под охраной польских солдат следовала до ближайшего сборного пункта. На сборных пунктах сотрудники польских спецслужб составляли подробные списки депортируемых и проводили фильтрацию переселенцев, выявляя среди них подозреваемых в связях с УПА. После фильтрации основную массу переселенцев вместе с их скотом грузили в товарные вагоны и отправляли на запад Польши. Те переселенцы, которые не прошли фильтрацию и подозревались в связях с украинским националистическим подпольем, подвергались аресту и отправлялись в концлагерь в г. Явожно в южной Польше. Примечательно, что польский концлагерь в Явожно располагался в бараках, ранее относившихся к печально известному концлагерю Аушвиц. В целом около 4 тыс. депортируемых были арестованы польскими спецслужбами и брошены в концлагерь в Явожно. Многие из заключенных этого концлагеря подверглись пыткам и физическим издевательствам; значительная часть из них погибла.

В Силезии и Поморье русины-лемки были расселены властями таким образом, чтобы как можно быстрее ассимилировать лемков в польско-язычном окружении. Большинство лемков было переселено в воеводства Вроцлавское (10 412 человек), Зелена-Гурское (7 819 человек), Опольское (1 984 человек), Познанское (1 312 человек) и Кошалинское (1 016 человек). Первоначально переселенцев было разрешено размещать лишь на расстоянии не менее 50 км от сухопутной границы и 30 км от морских границ и столиц воеводств. Чтобы не создавать компактные группы лемковского населения, в одном селе обычно размещали лишь несколько семей. Количество лемков в отдельных населенных пунктах не должно было превышать 10% от общей численности их населения. Так, 178 семей (928 человек) из исторического села Флоринки, (бывшей столицы Русской Народной республики лемков), были расселены в 30 населенных пунктах, расположенных на территории 6 уездов! В секретной инструкции польского правительства прямо говорилось о том, что главной целью депортации является полная ассимиляция переселенцев в польском окружении. Примечательно, что в целях более эффективной ассимиляции инструкция предусматривала изоляцию русинской интеллигенции от основной массы переселенцев.

Сама Лемковщина была вновь заселена пришлым польским населением. Правда, всех поляков для расселения в горных селах не хватало. Не случайно целый район в 1,5 км2, где ранее было свыше 70 сел, оставался незаселенным вплоть до 1956 года. Только с 1957 года лемки получили право возращения на родные земли, но это было обставлено такими трудностями, что смогли вернуться не более 10 % выселенных. Лемковщина как уникальная этнокультурная территориальная общность перестала существовать. Многие лемковские семьи, раскинутые по всей Польше, полонизировались. Одновременно лемки, оказавшиеся на Украине, почти полностью утратили собственную специфику и украинизировались.

Падение социалистической системы в Польше несколько облегчили положение лемков. В 1989 г. была зарегистрирована самостоятельная лемковская организация - Общество лемков (Стоваришыня Лемків). Общество сразу же развернуло активную деятельность на культурной ниве. В Крынице началось издание газеты (позднее журнала) «Бесіда». Члены Общества лемков считают себя частью русинского народа, не идентичного украинскому. Как и в межвоенное время, после 1989 г. украинофилы создали параллельные организации для лемков. Наиболее крупной лемковской украинофильской организацией является Объединение лемков, филиал Объединения украинцев Польши.

Как видим, лемки, утратив землю и немалую часть «крови» (учитывая большое количество украинизированых и ополяченных, ставших отрезанным ломтем для лемков как этнической группы), все же переживают определенный период возрождения. Русофильство и принадлежность к «миру Руси» оказало и оказывает существенное влияние на национальную идентификацию русинов-лемков Польши. Будем надеяться, что эти гордые и твердые люди, осколок Святой Руси, сохранятся в этом мире и вернут себе свою землю. История же Русской народной республики лемков может считаться первой из народных республик в землях Малой Руси, которые выступили за общерусское единство.

 

 

 

Просмотров: 459 | Добавил: Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
В интернете.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright zdorovokazaki.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz