Воскресенье, 19.05.2024
Здорово, Казаки!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Ноябрь » 21 » Завет как свод правил (компиляция)
15:08
Завет как свод правил (компиляция)

Завет как свод правил (компиляция)

Бог дал людям заповеди и правила для организации человеческого общества в соответствии с законами Божьими.

Втор 4, 13

1

И изрек Бог [Моисею] все слова сии, говоря:

Втор 5, 6 Пс 80, 11

2

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

Втор 5, 7

3

да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Лев 26, 1 Втор 5, 8Пс 96, 7

4

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

Чис 14, 18 Втор 5, 9

5

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

Исх 34, 7 Втор 5, 10

6

и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Лев 19, 12 Втор 5, 11Мф 5, 33

7

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Исх 31, 13 Втор 5, 12Иез 20, 12

8

Помни день субботний, чтобы святить его;

Лев 23, 3 Втор 5, 13

9

шесть дней работай и делай всякие дела твои,

Втор 5, 14 Мф 12, 2

 

10

а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

Быт 2, 2 Исх 31, 17Евр 4, 4

11

ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Втор 5, 16 Мф 15, 4Мк 7, 10 Еф 6, 2-3Сир 3, 8

12

Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Втор 5, 17 Мф 5, 21Мф 19, 18 Мк 10, 19Рим 13, 9

13

Не убивай.

Втор 5, 18 Мф 5, 27

14

Не прелюбодействуй.

Втор 5, 19

15

Не кради.

Втор 5, 20

16

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Втор 5, 21 Рим 7, 7Рим 13, 9

17

Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.

http://www.patriarchia.ru/bible/ex/21/ :

 

1

И вот законы, которые ты объявишь им:

Лев 24, 17

12

Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти;

Втор 19, 2

13

но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать [убийце];

Втор 19, 113 Цар 2, 29, 31

14

а если кто с намерением умертвит ближнего коварно [и прибежит к жертвеннику], то и от жертвенника Моего бери его на смерть.

 

15

Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

 

16

Кто украдет человека и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти.

Лев 20, 9 Притч 20, 20Мф 15, 4 Мк 7, 10

17

Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти.

 

18

Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель,

2 Цар 3, 29

19

то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.

Лев 25, 39

22

Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;

 

23

а если будет вред, то отдай душу за душу,

Лев 24, 20 Втор 19, 21Мф 5, 38

24

глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,

 

25

обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.

Быт 9, 5

28

Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;

 

29

но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;

 

30

если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.

2 Цар 12, 6

1

Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.

 

2

Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь невменится ему;

 

3

но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь. Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им;

 

4

если [он пойман будет и] украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит [за них] вдвое.

 

5

Если кто потравит поле, или виноградник, пустив скот свой травить чужое поле, [смотря по плодам его пусть заплатит со своего поля; а если потравит всё поле,] пусть вознаградит лучшим из поля своего и лучшим из виноградника своего.

 

6

Если появится огонь и охватит терн и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить, кто произвел сей пожар.

 

7

Если кто отдаст ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое;

Исх 21, 6 Пс 81, 1, 6Ин 10, 35

8

а если не найдется вор, пусть хозяин дома придет пред судей [и поклянется], что не простер руки своей на собственность ближнего своего.

 

9

О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.

 

10

Если кто отдаст ближнему своему осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрет, или будет поврежден, или уведен, так что никто сего не увидит,-

 

11

клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить;

Лев 19, 31 Лев 20, 27Втор 18, 11

18

Ворожеи не оставляй в живых.

 

19

Всякий скотоложник да будет предан смерти.

Втор 13, 13, 15

20

Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.

Исх 23, 9 Лев 19, 33-34

21

Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской.

Зах 7, 10

22

Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;

 

23

если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их,

 

24

и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами.

Лев 25, 36 Пс 14, 5Иез 18, 8

25

Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.

Втор 24, 12

26

Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее,

 

27

ибо она есть единственный покров у него, она - одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд.

Иез 44, 30 Исх 13, 2Лк 2, 23

29

Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих;

 

30

то же делай с волом твоим и с овцою твоею: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.

Лев 22, 8 Иез 44, 31

31

И будете у Меня людьми святыми; и мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его.

Лев 19, 11

1

Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.

 

2

Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды;

Лев 19, 15

3

и бедному не потворствуй в тяжбе его.

Втор 22, 1

4

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему;

Лк 14, 5

5

если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним.

Дан 13, 62

7

Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника.

Втор 16, 19 Сир 20, 29

8

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых.

Втор 10, 19 Быт 46, 5Исх 22, 21

9

Пришельца не обижай [и не притесняй его]: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской.

Лев 25, 3

10

Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее,

 

11

а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые; так же поступай с виноградником твоим и с маслиною твоею.

Исх 20, 9 Лев 23, 3

12

Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец.

Втор 27, 1 Исх 20, 3Нав 23, 7

13

Соблюдайте всё, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих.

Быт 15, 18 Быт 28, 14Чис 34, 2

31

Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки [великой Евфрата], ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего;

Исх 34, 15 Втор 7, 2

32

[не смешивайся и] не заключай союза ни с ними, ни с богами их;

Исх 34, 12

33

не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью.

Лев 11, 44 Лев 19, 21 Пет 1, 15-16

7

Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят].

Исх 21, 17 Притч 20, 20Мф 15, 4 Мк 7, 10

9

Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти; отца своего и мать свою он злословил: кровь его на нем.

Втор 22, 22 Ин 8, 4-5

10

Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего,- да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка.

Быт 38, 16 1 Кор 6, 9

12

Если кто ляжет с невесткою своею, то оба они да будут преданы смерти: мерзость сделали они, кровь их на них.

Лев 18, 22 Рим 1, 271 Кор 6, 9

13

Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.

Лев 18, 17

14

Если кто возьмет себе жену и мать ее: это беззаконие; на огне должно сжечь его и их, чтобы не было беззакония между вами.

Лев 18, 23

15

Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте.

 

16

Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину: да будут они преданы смерти, кровь их на них.

Лев 18, 9

17

Если кто возьмет сестру свою, дочь отца своего или дочь матери своей, и увидит наготу ее, и она увидит наготу его: это срам, да будут они истреблены пред глазами сынов народа своего; он открыл наготу сестры своей: грех свой понесет он.

Лев 15, 24 Иез 18, 6

18

Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего.

Ос 9, 11-12

20

Кто ляжет с теткою своею, тот открыл наготу дяди своего; грех свой понесут они, бездетными умрут.

Лев 18, 16 Мк 6, 18

21

Если кто возьмет жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они.

Лев 18, 28, 30

22

Соблюдайте все уставы Мои и все законы Мои и исполняйте их,- и не свергнет вас с себя земля, в которую Я веду вас жить.

 

http://www.patriarchia.ru/bible/lev/24/

Втор 28, 58 Мф 9, 3

11

хулил сын Израильтянки имя [Господне] и злословил. И привели его к Моисею [имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова];

Чис 15, 34

12

и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня.

 

13

И сказал Господь Моисею, говоря:

 

14

выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;

 

15

и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой;

Исх 20, 7 Мф 26, 65

16

и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

Исх 21, 12

17

Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти.

 

18

Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину.

Исх 21, 24 Втор 19, 21

19

Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:

Исх 21, 24 Втор 19, 21Мф 5, 38

20

перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать.

 

21

Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти.

Исх 12, 49 Втор 1, 16

22

Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш.

Изучая тексты Писания, обращаешь внимание на то, что отдельные правила касаются отношений характерных для рабовладельческого общества, существовавшего несколько тысяч лет назад, на данный момент они не востребованы, тогда как другие, в плане утверждения справедливости к личности и собственности, не потеряли значения и в наше время.

По мне приведенные выше тексты из Ветхого Завета выглядят как нормы прямого действия. Всё понятно, просто, справедливо. Читаешь их и возникает вопрос: а тогда зачем нам нынче столько законов понапридумывали, не для того ли, чтобы нас запутывать и уводить из-под ответственности кого им надо: законов много, а держащих ответ по справедливости мало - несправедливости как снежный ком нарастают. Не в том ли причина кризисных явлений, что справедливость Божья заменена законами удовлетворяющими власть предержащих и принятыми по их заказу. Поневоле приходит на ум: «тебе по закону или по справедливости?». Сочинители современных законов ставят себя выше и мудрее Бога!, заменяют заповеди Господа придуманными ими положениями! Человечество следовало заповедям Господним тысячи лет и жило нормально; в казачьих станицах обходились без нынешних конституций и уголовных кодексов, юристов и адвокатов, при этом двери не запирали, воров не было, а нравственность держалась на должном уровне, потому что казаки жили по своей воле, но при этом воля казачья была в воле Божьей. Надо все нынешние законы приводить в соответствие с Библией. Нужно осознать, что если бы Бог посчитал нужным, то дал бы нам в Библии существующие ныне конституции и законы, но поскольку Он этого не сделал, а дал свои – то верующим в Бога нужно изучать и строить жизнь по правилам Божьим. Конечно, неверующие правители разных стран могут предложить человечеству тысячи кодексов, миллионы законов (либеральных, демократичных, диктаторских, капиталистических, социалистических, людоедских…, плюс жизнь по понятиям от воровского мира), а вот люди должны выбрать сами то, что нужно им: быть с Богом, с заповедями Божьими (в этом-то и заключается смысл пребывания человека на Земле).

Закон: источник и смысл

Любая юридическая система строится на некотором основании. Чтобы закон имел силу, он должен быть освящен чьим-то авторитетом. Сегодня, как правило, конституции ссылаются на “волю народа”, которая, как мы знаем, зачастую есть не что иное, как умело примененные политтехнологии. Но в древности закон всегда понимали как дар свыше, и Ветхий Завет не был исключением.

Однако в Ветхом Завете была и одна особенность. Окрестные народы считали, что боги даровали им законы просто для того, чтобы упорядочить их жизнь и обеспечить справедливость. Но на горе Синай Моисею был дан не просто правовой кодекс, там был заключен Завет, то есть договор всего израильского народа с Богом: “буду вашим Богом, а вы будете Моим народом” (Левит 26:12). Собственно, вне этого Завета израильтяне были всего лишь беглыми египетскими рабами, но, заключив его, они становились подлинным народом со своим государством, своей территорией, своей религией и культурой. Завет и выглядел как договор между царем великого государства и подвластным ему племенем: он обещает им защиту и покровительство и требует в ответ – полной верности и покорности.

Поэтому самыми страшными преступлениями в Ветхом Завете считались те, которые означали измену Богу: идолопоклонство и колдовство. Наказанием за них была немедленная смерть, точно так же, как убивают в современных государствах террористов, с оружием в руках выступивших против законной власти.

Собственно, и отношения внутри израильской общины регулировались, исходя из того же принципа: “Будьте святы, потому что Я свят” (Левит, 11:45) – этого требует от израильтян Господь, а раз так, то невозможными, недопустимыми становятся несправедливость, угнетение, разбой. Поэтому нормы уголовного права получают в Ветхом Завете такой же священный статус, как и нормы богослужения: они, по сути, становятся неразделимыми.

Правосудие общины

В ветхозаветном законе мы встречаем много наказаний за преступления против ближнего, которые кажутся нам чрезмерно жестокими. Зачем карать смертью за супружескую измену? Зачем выбивать глаз тому, кто сам кому-то выбил глаз – может быть, он нечаянно? Однако и в нашем законодательстве многое показалось бы древнему человеку жестоким – например, тюремное заключение, которого ветхозаветный Закон не знал. Как можно отрывать человека от родного дома на долгие годы? Если он виноват в краже, пусть заплатит в двойном размере, а если он убийца, то мы убьем его самого. Причем сделает это не палач-профессионал, а сама община закидает его камнями. Правосудие было тогда не безликой машиной, оно осуществлялось самим обществом. Одно дело – подать заявление в суд и выслушать вынесенный кому-то приговор, и совсем другое – взять в руку увесистый камень и бросить его в живого человека. Каждому приходилось брать на себя ответственность. Тут действительно трижды подумаешь, прежде чем выдвинуть обвинение.

Те, кто совершил непредумышленное убийство, вовсе избавлялись от уголовной ответственности. Такой человек мог укрыться в специальных “городах-убежищах”, и если ему удавалось доказать тамошним старейшинам, что между ним и убитым не было никакой вражды, что это был несчастный случай, то он мог оставаться в городе, вплоть до смерти первосвященника, а потом возвращался домой. Единственное ограничение – такой человек не должен был покидать “города-убежища”. Но все равно, это не сравнить с тюремным или лагерным заключением.

Еще одна наша норма, которая показалась бы древним израильтянам жестокой – призывная армия. Забирать мужчин в войско можно было только во время войны, и то от призыва освобождались те, кто недавно женился, построил дом или насадил виноградник. Война войной, а человек имеет право жить своей частной жизнью, и нельзя его уводить от молодой жены, нового дома и первых плодов.

Да и вообще, на фоне тех законов, которые еще совсем недавно существовали во многих христианских странах, Ветхий Завет покажется очень мягким. Он, например, предписывает в некоторых случаях телесные наказания – но строго ограничивает их сорока ударами, чтобы не изувечить человека. Сравним это за знаменитым “прогоном сквозь строй”, практиковавшимся в России до середины XIX века. Ветхий Завет вообще не знает наказаний, которые бы увечили человека (вырывание ноздрей, отрезание языка, и так далее), хотя еще несколько столетий назад они были совершенно обычными в “цивилизованных странах”.

Что значит “зуб за зуб”?

Если мы сравним Ветхий Завет с другими законодательными текстами древнего Ближнего Востока, то увидим еще больше отличий. Да, все они строились на пресловутом принципе талиона: “глаз за глаз, зуб за зуб”, то есть преступник должен потерпеть такой же ущерб, какой он нанес потерпевшему.

На самом деле это совсем не плохой принцип, он вовсе не требует мести, а ограничивает ее: если тебе выбили глаз, то ты имеешь право сделать то же самое, но никак не более того. Вот бы и нам придерживаться этого принципа хотя бы в личных отношениях.

Но, конечно, применять его тоже можно по-разному. Вавилонский кодекс Хаммурапи предписывает: если кто-то взял в залог сына своего должника и так дурно обращался с ним, что тот умер, то он должен отдать на смерть собственного сына. А если строитель так плохо построил дом, что тот рухнул и похоронил под обломками семью заказчика, то убить следует – нет, не строителя, а его семью. Сам строитель свободен от наказания, если заказчик не пострадал. В противоположность этим законам, Ветхий Завет провозглашает принцип личной ответственности. За все преступления несет наказание только сам преступник, он не может быть никем заменен.

Но особенно велики различия в том, что касалось преступлений против чужого имущества. Вавилонское законодательство (как, кстати, и недавнее советское) карало за определенные виды кражи смертью: например, в Вавилоне преступник, проломавший стену чужого дома, должен был быть повешен у этой самой стены. Ветхозаветное законодательство предписывает наказать вора штрафом в двойном размере; правда, хозяин дома имеет право убить грабителя на месте в порядке самообороны, но и то лишь в ночное время, когда трудно оценить степень угрозы. И никакое имущественное преступление не наказывается смертью – только штрафом.

Преступления же против личности (то есть против Бога и против ближнего) по Закону Моисея, наоборот, караются очень сурово. Практически все древние своды законов, в том числе Коран, устанавливают право выкупа, но Ветхий Завет однозначно заявляет: “Не берите выкупа за душу убийцы, но его должно предать смерти, ибо кровь оскверняет землю” (Числа, 35:31-33). И вот почему: “Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию” (Бытие, 9:6). В то же время для других правителей древнего Ближнего Востока, равно как впоследствии и для многих христианских стран, да и для Советского Союза, человек был скорее народнохозяйственной единицей, поэтому ему нетрудно было назначить цену: брать штраф за его убийство и, наоборот, отбирать его жизнь в уплату за причиненный ущерб. Вообще, человеческая жизнь рассматривается в том же кодексе Хаммурапи как некая денежная сумма, причем не такая уж и огромная.

Например, кодекс Хаммурапи настаивает: “Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед Богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее. Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить одну мину серебра его родичам”. То есть платят заведомо невиновные люди, лишь бы сохранить “баланс”. А Ветхий Завет предписывает местной общине в случае нераскрытого убийства просто совершить очистительное жертвоприношение.

Или другое правило Хаммурапи: “Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит мушкенуму (крестьянину-арендатору), он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит”. Чего требует в подобном случае Ветхий Завет? “Укравший должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его для уплаты за украденное им; если он пойман будет и украденное найдется у него в руках живым, вол ли то, или осел, или овца, пусть заплатит за них вдвое” (Исход 22:3-4). Разница, как видим, огромна.

Библейские принципы современного права

Впрочем, дело даже не в том, что Ветхий Завет оказывается во многих случаях принципиально мягче, чем кодекс Хаммурапи и другие своды законов того времени. Важнее всего то, что он выдвигает некоторые общие принципы правового общества, которые сегодня кажутся нам самоочевидными, но для того времени они были революционными. И хотя мы привыкли смотреть на Ветхий Завет свысока, считая, что христианское правосознание намного его превосходит, но если вглядеться повнимательнее, мы увидим, что только сейчас становятся общепринятой нормой идеи правового государства, уже заложенные в Ветхом Завете.

Во-первых, Ветхий Завет провозглашает равенство людей перед законом, делая исключение только для иноплеменных рабов. А средневековые кодексы христианских государств содержат всевозможные градации: за убийство дворянина одно наказание, за убийство крестьянина – другое. Даже статус преступника влиял на тяжесть наказания: за что простого человека казнили, за то знатному назначали денежный штраф. Такого Моисеев Закон не знает.

К каким последствиям это приводило, можно увидеть на одном описанном в Библии примере. Израильскому царю Ахаву понравился виноградник его подданного, Навуфея, но тот отказался продавать “наследство отцов своих”. Заметим, не отдавать даром, а продать по хорошей цене! Ахав так и не смог заставить Навуфея добровольно пойти на сделку. Против строптивца было сфабриковано обвинение и он был казнен, но это преступление Ахава настолько прогневило Господа, что пророк Илия передал царю: “Так говорит Господь: на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь” (1 Царств,21:19). Для сравнения, Иван Грозный был уверен, что он “волен в животе” своих подданных; что же до их имущества, то и по сей день государство в принудительном порядке выкупает земельные участки у своих граждан, чтобы построить на них новую дорогу, или сносит старый дом, чтобы построить новый, более дорогой – и никому и в голову не приходит спрашивать согласия владельцев.

Другой важнейший принцип, о котором мы уже говорили – личная ответственность человека за свои поступки: “Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление” (Второзаконие, 24:16). Бывший семинарист Иосиф Сталин даже цитировал эти слова, хотя он как раз был очень далек от того, чтобы их исполнять, плюс строил лагеря для членов семей изменников Родины.

Третий столп правового общества, выведенный еще в Ветхом Завете – неприкосновенность человеческой личности. Эту норму как раз и утверждало строгое, практически не знающее исключений разделение преступлений против личности, которые карались смертью, и преступлений против имущества, которые карались штрафом с компенсацией ущерба. И если сегодня для нас это стало аксиомой, то не следует забывать, что впервые это было сказано именно в Ветхом Завете.

Конечно, все это не означает, что ветхозаветный Закон совершенен и самодостаточен. Если бы это было так, не было бы никакой нужды в Новом Завете. Но сегодня мы можем сказать, что Ветхий Завет устанавливает некий стабильный фундамент общественного устройства, некоторый минимум, без соблюдения которого общество в любой момент может соскользнуть в болото вседозволенности и произвола. А Новый Завет обращен уже к личности, ибо простить своего должника или подставить другую щеку – решение, принимаемое каждым человеком индивидуально; общество же не может возвести это в юридическую норму, иначе оно просто позволит сильным издеваться над слабыми.

Ветхозаветный Закон – твердое, земное основание; новозаветная благодать – взлет ввысь, к небесному идеалу.

Использованная литература:

1. Библия http://www.patriarchia.ru/bible/ex/20/

2. «Зуб за зуб, или жесток ли Моисеев закон?»  http://foma.ru/zub-za-zub-ili-zhestok-li-moiseev-zakon.html

 

 


 

 

 

Просмотров: 356 | Добавил: Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
В интернете.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright zdorovokazaki.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz