Воскресенье, 19.05.2024
Здорово, Казаки!
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2014 » Ноябрь » 22 » Зуб за зуб – не месть, а справедливость, норма ответственности (компиляция)
13:14
Зуб за зуб – не месть, а справедливость, норма ответственности (компиляция)

Зуб за зуб – не месть, а справедливость, норма ответственности (компиляция)

Некоторые полагают, что изречение «Зуб за зуб…» является положением о, или даже более - призывом к, мести. Другие (http://www.bibliotekar.ru/encSlov/8/71.htm), по этой причине, утверждают, что хотя Завет и находится в Библии - Священном Писании, отнести его к нормам христианской морали, завещанной Христом - нельзя, поскольку она осуждает месть, творимую человеком. (См. Мне отмщение, и аз воздам.) А такая форма регулирования отношений между людьми, как «зуб за зуб» родилась в дохристианские времена. Т.е. это иносказательно: символ мщения; кровной мести и т. п.

Фраза «Зуб за зуб…» происходит из свода правил данных людям Богом. По нашему мнению, рассматриваемое выражение призывает не к мести, как к таковой, но к наведению и поддержанию порядка в соответствии с определенными Божественными нормами.

Сам Иисус противопоставляет два высказывания: «Вы слышали, что сказано: «око за око, зуб за зуб». А Я говорю Вам: не противься злому. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:38-39). Что же означают в этом контексте слова, которые Он произнес в той же Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17)? (Иисус никогда не менял ни 10 заповедей, ни закон Моисея). Время от времени приходится слышать упреки, будто Бог Ветхого Завета был жестоким Богом, совершенно непохожим на милосердного Бога Евангелия. Однако Бог и в ветхозаветные времена и позже, всегда – один и тот же. Вера открывает нам больше: искусственно противопоставляя Ветхий и Новый Завет, мы закрываемся для понимания одной из самых важных тайн в отношении Бога к людям. На самом деле Бог терпеливо, шаг за шагом готовил Свой народ к приходу Спасителя мира. Так же и сегодня Бог остается терпеливым наставником для тебя и меня, для семей, общин, народов и для всего человечества.

Обратимся теперь к принципу мести. Первый раз мы сталкиваемся с ним в тексте завета Бога с праотцем Ноем. Парадоксальным образом месть в том эпизоде призвана подчеркнуть исключительный статус человека по сравнению с остальными творениями. Бог, позволяя людям употреблять в пищу мясо животных, одновременно берет под особую защиту жизнь человека: «Я взыщу также душу человека от руки человека, брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9:5-6). Угроза смертельной кары за убийство человека в данном случае открывает истину о том, что ценность человеческой жизни невозможно выразить в чем-то материальном. Конечно, человек, как и животные, является Божиим творением, но отличается от них тем, что сотворен по образу самого Бога. А значит, нет на земле таких богатств, которые могли бы сравниться с ценностью жизни человека.

Откроем другую книгу Ветхого Завета, книгу Исход. Читаем в ней о наказании за избиение женщины: «Если будет ей вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25). Жестоко? Конечно. Но посмотрим внимательнее. Для начала признаем, что здесь женщина поставлена в равное положение с мужчиной. Если учесть бытовавшие в те времена представления об ущербности женщины, приведенный текст окажется важным этапом в том пути, на котором слово Божие старалось донести до человека мысль о женщине как о полноценном человеке, о равном достоинстве женщины и мужчины.

Св. Августин обратил внимание на еще одно значение фразы «око за око, зуб за зуб». Она и правда далеко отстоит от евангельского призыва прощать обижающим, но, тем не менее, вносит некоторый порядок в совершение мести. Конечно, порядок был весьма примитивный, но он все же ограничивал кровавые бойни, совершавшиеся из желания отомстить. «Разве не видишь, - говорит св. Августин, - что люди, которым нанесли легкую царапину, готовы убить, жаждут крови, и не могут придумать такое зло для своего врага, которое могло бы их насытить. Тот, кого ударили кулаком, идет ли в суд, чтобы суд покарал оскорбителя? Или сам жаждет отплатить обидчику, и если не хватается за кнут, то издевается над виновным с помощью кулаков и пинков? Чтобы положить конец этой неумеренной и несправедливой мести, справедливый закон установил порядок отмщения: кто какое преступление совершает, такое же несет наказание. Посему условие «око за око, зуб за зуб» не подогревает гнев, но полагает ему границу; не будит спящего, но одевает намордник на открытую пасть». (Против Фавста Манихея, кн. 19 гл.25).

Во фрагменте из книги Исход говорится также о наказаниях за ущерб, нанесенный рабам. Еще не существовало представления о том, что раб был полноценным человеком, а его жизнь - столь же священной и неприкосновенной, как и жизнь свободного. К сожалению, здесь предписаны наказания гораздо меньшие, чем наказания за вред, причиненный свободным, но они, все же, в некоторой степени ограничивали самоуправство. Среди прочего читаем: «Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою  в глаз и повредит его: пусть отпустит их на волю за глаз. И если  кто выбьет зуб рабу своему или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб» (Исх.21:26-27).  Мне кажется, что здесь имеет место уже евангельское поучение, хотя и на языке первых исковерканных букв алфавита любви. Ведь даже обычного ребенка невозможно за один день научить чтению и письму!

Признаем еще одну истину: правило «око за око, зуб за зуб» учило иному: «не делай другому того, чего не желаешь себе». На определенном этапе морального развития невозможно было учить человека иначе. Даже сегодня, когда мы столь цивилизованы, а кровавые стычки – удел маргиналов, правило «не делай другому того, что не желаешь себе самому» дается нам с трудом. Как легко мы строим козни против ближних, и насколько оскорбленными чувствуем себя, если сами оказываемся жертвой интриг! Не одному «порядочному» человеку случалось украсть какую-то мелочь в магазине или не указать кассиру на его ошибку – но тот же самый человек будет горячо осуждать того, о ком подобное станет известно! Действительно, великое искусство – суметь изменить свою перспективу видения, заставить себя оценить собственные поступки с чужой точки зрения.

Этому непростому искусству Бог Ветхого Завета обучал весьма суровым способом. Более мягкого языка люди еще не сумели бы понять. «Судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему, и так истреби зло из среды себя. Да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Втор. 19: 18-21).

Может быть, не все знают, что именно из Ветхого Завета происходит поговорка: «не рой другому яму». Это выражение появляется в тексте несколько раз: Притч. 26:27, Еккл.1:8, Сирах.27:26. Подтверждением этой пословицы стало осуждение на смерть недостойных старейшин, которые попытались отправить на побивание камнями невинную Сусанну: «восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали; и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная»  (Дан.13:61-62).

Надеюсь, все понятно: этика Ветхого Завета вела к Евангелию, воспитывала для него и готовила к его принятию.

А теперь посмотрим, каким симпатичным право отмщения выглядит в Евангелии: «Не судите, да и не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:1-2). Евангелие, провозглашая совершенную этику, обращалось к все еще несовершенным людям: полноту совершенства мы обретем только в жизни вечной. Мы можем находиться на разных уровнях духовного развития. Поэтому процитированные выше слова Иисуса будут абсолютно по-разному восприниматься человеком духовно неразвитым и тем, кто уже немного проникся духом Евангелия. Человек духовно непросвещенный – если его вообще тронут эти слова – попробует удерживаться от дурных суждений и будет стараться по-доброму относиться к ближнему ради своих собственных интересов: чтобы ему отмерилось той мерой, какой он отмерял ближним. Иной же, возможно, более чуткий к собственной греховности, а значит – в большей степени жаждущий Божьего милосердия, легче осознает необходимость людской солидарности в деле борьбы со злом; ему будет легче просить о милосердии Божием для того ближнего, который творит зло. И первого и второго учение Господа Иисуса приблизит к совершенству, но при условии, что и первый, и второй - каждый в меру своих сил – примут Его учение. Но учение это, однако, однозначно проистекает из ветхозаветного права мести.  

Александр Дулгер, http://www.bible.com.ua/answers/r/28/312039 :

Установление "око за око, зуб за зуб" (http://www.patriarchia.ru/bible/lev/19/, Левит 24:19-20) является повелением для всего общества, как поступать с преступником, а не лично для пострадавшего, как ему ответить обидчику.

Прочтите внимательно 24 главу книги Левит и особенно 22 текст. Речь идет о суде, т.е. о судебных установлениях, которые мы называем "уголовный кодекс", а не о Божьем разрешении мстить своим обидчикам.

Согласно Закону Моисееву, пострадавший должен был простить ближнего и поступить согласно повелению записанному в  Левит 19:17-18, что никак не противоречит учению Христа, а наоборот, показывает, что Христос Иисус не вводил ничего нового, а лишь возрождал хорошо забытое старое.

В то же время Бог повелевает обществу принять меры по наказанию виновного (это решали старейшины и судьи). Прощение пострадавшего не отменяло наказания со стороны общества. В этом урок: 1) у греха есть цена, которую нужно платить; 2) в понимании Бога зло в обществе должно быть пресечено, а не просто прощено. Прощение не всегда дисциплинирует виновного, но наказание хорошо его дисциплинирует.

св.  Иоанн  Златоуст Толкования на Мф. 5:22 http://bible.optina.ru/new:mf:05:22:

"Ты говоришь,  что  Бог жесток потому,  что повелел исторгать око за  око;  а  я скажу, что когда бы Он не дал такого повеления, тогда бы справедливее многие могли почесть Его таким,  каким ты Его называешь. Положим, что весь закон уничтожен, и никто не  страшится определенных оным  наказаний,  что  всем порочным  позволено  без  всякого  страха жить по своим склонностям: и прелюбодеям, и убийцам, и ворам, и клятвопреступникам, и отцеубийцам; не низвратится ли тогда все, не наполнятся ли бесчисленными злодеяниями и убийствами города, торжища, дома, земля, море и вся Вселенная? Это всякому очевидно. Если и при  существовании законов,  при  страхе и угрозах злые намерения едва удерживаются; то когда бы отнята была и сия преграда, что тогда препятствовало бы людям решаться на зло? Какие бедствия не вторглись бы  тогда в  жизнь человеческую? Не только то есть жестокость, когда злым позволяют делать, что хотят, но и то, когда человека, не учинившего никакой несправедливости, оставляют страдать невинно без всякой защиты.

       "Скажи  мне,  если  бы  кто-нибудь,  собрав  отовсюду  злых  людей  и вооруживши их  мечами,  приказал им  ходить по  всему городу и  убивать всех встречающихся,  –  может ли быть что бесчеловечнее сего?  Напротив,  если бы кто-нибудь другой сих вооруженных связал и силою заключил их в темницу, а тех, которым угрожала смерть, исхитил бы из рук беззаконников оных, может ли что-нибудь быть человеколюбивее сего? Теперь приложи сии примеры и к закону.

Повелевающий исторгать око за око, налагает сей страх, как некие крепкие узы, на души порочных, и уподобляется человеку, связавшему оных вооруженных, а  кто не  определил бы никакого наказания преступникам, тот вооружил бы их бесстрашием и был бы подобен человеку, который роздал злодеям мечи и разослал их по всему городу".  (Беседы на Евангелиста Матфея.  Беседа XVI,  6).

 

Использованная литература:

1. «Зуб за зуб» или «Кто ударит тебя в одну щеку, подставь другую»? http://praedicatores.ru/index.php/articles/230-eye-for-an-eye

2. Александр Дулгер, http://www.bible.com.ua/answers/r/28/312039

3. св.  Иоанн  Златоуст. Толкования на Мф. 5:22 http://bible.optina.ru/new:mf:05:22

 

Андрей Витальевич Родионов,

Сполохи Семиречья , 2015 г. http://add.coolreferat.com/docs/index-20068.html

 

Просмотров: 453 | Добавил: Андрей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
В интернете.
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright zdorovokazaki.ucoz.ru © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz